Слушать и личностно воспринимать музыку учащимся поможет знание особенностей русской народной музыки, национальной музыкальной культуры народов ближнего зарубежья — Украины, Беларуси; стран Балтии; Закавказья; Центральной Азии; Молдовы.
Учителю нужно научить ребят определять на слух национальную принадлежность народной музыки (в контрастных сопоставлениях).
Восприятию музыки М. И. Глинки учащимся поможет знание характерных особенностей его творчества, а именно его связи с русским народным мелосом, а также использования в своих произведениях мелодий, ритмики, интонаций, свойственных другим народам.
Нужно, чтобы учащиеся узнали, какие черты творческого стиля М. И. Глинки стали традиционными, нашли претворение в творчестве композиторов «новой русской музыкальной школы» (народность, близость русскому эпосу, монументальность).
Следует также познакомить учащихся в общих чертах с творчеством П. И. Чайковского.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
При пении учащимся помогут умения и навыки, усвоенные ими в начальных классах. Педагог должен проследить за этим, а также за тем, чтобы ребята соблюдали певческую установку: сидели (или стояли) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад, руки опустив или положив на колени (при пении сидя).
|
|
Нужно добиваться, чтобы дети пели свободно, легко, звонко, не форсируя звук, осознанно употребляя твердую атаку в героических, маршевых песнях; округленно формировали гласные, особенно в верхнем регистре, смягчали звук в верхнем регистре; умели петь напевно (легато, нон легато), стаккато, маркато.
Важно научить ребят правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от пиано до форте), сохранять вдыхательную установку; при пении песен подвижного характера делать быстрый вдох между фразами, не имеющими пауз, уметь пользоваться цепным дыханием.
Нужно следить за тем, чтобы текст при пении произносили ясно и грамотно, не сливали две согласные, встречающиеся при окончании одного и начале следующего слова.
Певческий диапазон пятиклассников с высокими голосами до первой октавы — ми второй, с низкими голосами си малой октавы — до второй.