Основные вопросы экономики

Глава 2. Рыночная экономика

Каждое общество должно ответить на три основных экономических вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Что производить? Означает принятие решения о том, как распределить ресурсы между производством альтернативных товаров и услуг, которые требуются обществу. Надо определить не только какие товары производить, но и в каком объеме, чтобы удовлетворить потребности потенциальных покупателей.

Как производить? Для производства товаров могут использоваться различные ресурсы и технологии. Надо выбирать такой способ производства, который наилучшим образом способен повлиять на благосостояние общества, снизить затраты на производство, обеспечить максимально возможный объем производства.

Для кого производить? Означает проблему распределения произведенных товаров и услуг. Люди потребляют в зависимости от дохода, которым располагают, и цен, которые платят за экономические блага. Поэтому необходимо производить товары и услуги для лиц с разной платежеспособностью.

Различают два основных способа координации экономической деятельности людей. Первый — централизованное руководство, связанное с прямыми методами управления экономикой. Из единого центра определяли что производить, какие ресурсы использовать, по каким ценам продавать, какую зарплату устанавливать, как распределять прибыль и т.д. Эти указания доводились до каждого предприятия и подлежали обязательному исполнению. Такая система управления получила название командно-административной экономики и существовала в Советском Союзе и странах Восточной Европы.

Второй — рыночный механизм, спонтанный, стихийный порядок. В этом варианте ответ на вопрос «что производить?» дают потребители, имеющие свои предпочтения и вкусы, которые подкрепляются денежными средствами. Ответ на вопрос «как производить?» дают фирмы, производящие продукты и услуги с целью получения прибыли. Поэтому они выбирают наиболее эффективные решения. Ответ на вопрос «для кого производить?» дают покупатели, тратя свои деньги на продукты и услуги. И так как у различных субъектов разные доходы, то фирмы должны учитывать разные категории покупателей и производить разнообразные товары по ассортименту и ценам.

Основой координации всех субъектов является конкуренция, соперничество между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи. Она существует не только между производителями экономических благ за потребителя, но и между владельцами факторов производства за наиболее выгодные условия использования. Конкуренция бывает ценовая и неценовая, отраслевая и межотраслевая.

В результате конкуренции, взаимодействия спроса и предложения формируются цены, которые одновременно являются исходной информацией для принятия экономических решений. Они показывают от чего необходимо отказаться, чтобы получить желаемые блага. Производители выбирают варианты использования ресурсов в зависимости от цен на них. Цены влияют и на структуру выпускаемых товаров. Любая новая информация о потребностях и ресурсах трансформирует систему цен, вызывая изменение объема и структуры производства и спроса на экономические блага. Поэтому главная функция цены - содействовать правильному распределению товаров, услуг, ограниченных ресурсов между альтернативными вариантами использования. Цены выполняют информационную, распределительную, стимулирующую, координирующую, учетную, контрольную функции.

Следует отметить, что в экономической литературе упоминается еще о двух способах координации субъектов:

- этический, который характерен для равноправных субъектов и характеризуется горизонтальными связями, основанными на традициях, обычаях, моральных нормах и обязанностях, ожидании взаимной помощи или альтруизма (первобытное общество).

- агрессивный, который характеризуется вертикальными связями между субъектами, подчинением слабых субъектов сильным. Результат достигается за счет применения силы или угрозы ее применения (примером могут служить криминальные группировки).

Рассматривая системы организации экономики, наряду с командно-административной и рыночной системой, выделяют традиционную экономику. Считается, что она характерна для начального этапа формирования хозяйственной жизни человечества. Для нее типично доминирование традиций, религиозных и моральных ценностей. Отсутствует общественное разделение труда, используются примитивные орудия труда, обеспечивающие необходимые для существования продукты в объемах, позволяющих лишь поддерживать жизнедеятельность человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: