Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Использование может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.
Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.
Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно полностью или частично в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течении 5 лет с даты регистрации.
При использовании товарных знаков и знаков обслуживания стремятся к тому, чтобы они наиболее действенно влияли на реализацию рекламной функции, а также органично входили в фирменный стиль предприятия, являлись его одним из основных формообразующих элементов.
|
|
Различают следующие признаки рекламоспособности знаков, помогающие реализовать их основные функции:
1) новизну идеи и «пионерности» решения;
2) органическую связь с местом происхождения;
3) лаконичность;
4) эстетичность;
5) благозвучность;
6) удобопроизносимость;
7) смысловую нетривиальность;
8) функциональность;
9) цветовое решение;
10) приспособляемость;
11) жизнеспособность;
12) адекватность;
13) ассоциативность;
14) технологичность.
Наиболее известные технологические способы нанесения товарного знака:
1) приклеивание или иное механическое крепление знака к изделию, обычно в виде этикетки или ярлыка;
2) вышивка на ткани;
3) тиснение на коже;
4) металлизация, гравирование и штамповка на металле;
5) травление и отливка (вместе с изделием) для пластмассы или металла;
6) декалькомания и печатание:
· печать с рельефных форм - высокая;
· печать с плоских форм - плоская, офсетная;
· печать с углубленных форм - глубокая;
· печать трафаретная - шелкография.
Эти способы нанесения могут использоваться в комплексе, или применяться к материалам не только характерного, но и нетрадиционного вида, Например, вышивка может использоваться на коже, а тиснение на картоне или листовом металле.
Особенно велико значение размещения товарного знака на упаковке товара и продуманное использование в фирменном стиле. Некоторые особенности в отличие от товарных знаков имеют знаки обслуживания, которые связаны с деятельностью фирм при оказании услуг, а значит не могут быть "прикреплены" напрямую к товару особого рода, каковыми являются услуги. Так как сами по себе услуги не могут быть материальными носителями знаков обслуживания, они используются только косвенным образом: на униформе персонала, вывесках, на деловой документации, средствах транспорта и прочих компонентах фирменного стиля.
|
|
В практике различаются следующие формы рекламных обращений, содержащих товарные знаки:
1) рекламное обращение, содержащее только ТЗ;
2) рекламное обращение, содержащее ТЗ в сочетании с родовым наименованием товара;
3) рекламное обращение, содержащее ТЗ в сочетании с изображением товара без указания на его родовое наименование;
4) комплексное рекламное обращение, содержащее комбинацию этих элементов во времени (в случае смены сюжетов светового панно) или в пространстве (например, разные варианты на одном рекламном щите).
Для того, чтобы эффективно использовать товарный знак о рекламе и при этом исключить возможность его превращения в родовое наименование, как это случилось со знаками "аспирин", "клаксон", "граммофон", "вазелин", "целлофан", "термос" и другими подобными знаками, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
q словесный знак всегда и в любом месте должен выделяться (иное написание шрифта, кавычки и пр.);
q нельзя применять словесный товарный знак во множественном числе, склонять его по падежам, использовать его в виде прилагательного или глагола;
q изобразительный товарный знак должен всегда точно соответствовать зарегистрированному изображению. Чтобы не отвлекать внимание потребителя от знака, пространство вокруг него должно быть свободным от излишних графических элементов;
q если знак зарегистрирован, для его охраны следует использовать общепринятую маркировку;
q нельзя допускать использования в рекламе новых слов, образованных на основе словесного товарного знака, например, сокращений,без их предварительной регистрации в качестве товарных знаков;
q нельзя иронизировать, даже в узком кругу сослуживцев над товарными знаками, давая им, например, уменьшительные или какие-либо другие трактовки.
Опытные специалисты, исходя из подобных требований рекомендуют следующие творческие этапы разработки товарных знаков:
Ø определение круга товаров, которые будут маркироваться разрабатываемым знаком;
Ø знакомство с профилем предприятия, его историей и традициями;
Ø определение круга потребителей, в том числе стран экспорта;
Ø выбор количества товарных знаков для предприятия;
Ø выбор вида товарного знака;
Ø определение требований к товарному знаку;
Ø разработка вариантов товарного знака и выбор окончательного варианта;
предварительная проверка на новизну.