Неценовые факторы спроса

На величину спроса влияют не только цена или тариф, но и неценовые факторы. Одним из неценовых факторов изменения величины спроса на товар является эффект замещения.

Эффект замещения связан с существованием взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов), например, пепси-колы и минеральной воды. Взаимозаменяемые товары — это такие пары товаров, для которых увеличение цены одного товара приводит к увеличению величины спроса на другой товар. Повышение цены на пепси-колу приведет к увеличению спроса на минеральную воду. Спрос на минеральную воду изменится без изменения цены на этот товар. Следовательно, согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше той продукции, цена которой снижена, и заменит ею другие товары, которые при этом относительно дорожают. В практике ведения хозяйства рассчитывается предельная норма замены товара А на товар Р

где ∆A — величина сокращения объема продаж товара А;

∆Р — прирост продажи товара Р.

Еще одним неценовым фактором, который влияет на смену величины спроса, является эффект дохода потребителя. То, что потребитель заплатил за товар или услугу, — это его расходы. Сумма, которую он сэкономил при покупке, составляет его доход, или потребительский избыток (излишек).

Потребительский избыток — это разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за определенный товар, и той реальной ценой, что он заплатил фактически. Если для удовлетворения жажды в жаркий день есть только пепси-кола по цене одного стакана 10 ден. ед., то за два стакана выпитой пепси-коли нужно заплатить 20 ден. ед. Но когда есть альтернатива в виде минеральной воды по 4 ден. ед. за стакан, то на 2 стакана воды будет потрачено 8 ден. ед. Разница 20 - 8 = 12 ден. ед. и будет составлять потребительский избыток. Потребительский избыток является стимулом рыночной деятельности потребителя, стимулом для формирования предложения товаров.

Действие эффектов дохода потребителя и замещения объясняет увеличение спроса в случае снижения цен и сокращения спроса — в случае их повышения. Все зависит от влияния каждого из этих эффектов на потребительский выбор, в результате которого потребитель получает на рынке то доход, то убытки, что приводит к потребительскому равновесию.

Потребительское равновесие — это ситуация на рынке, при которой потребитель, тратя меньше денег на покупку одного товара, в то же время вынужденный тратить больше денег на покупку другого товара. Это результат дежурства потребительского избытка и потребительского убытка. То есть величина спроса на товары зависит от доходов потребителей.

Платежеспособность потребителей и рост их доходов — важны факторы роста величины спроса. Уменьшение доходов (бюджету) потребителей приведет к обратному результату: сокращение величины спроса на тех или другие товары.

Важным неценовым фактором, который влияет на величину попившую, является эффект взаимодополнения. Во всей массе товаров существуют взаимодополняемые товары (товары-комплементы), то есть такие пары товаров, для которых рост цены одного товара вызывает сокращение величины спроса на другой товар. Например, повышение цены на автомобильное горючее приведет к сокращению величины спроса на автомобильные покрышки, аккумуляторы и другие запасные части к автомобилям, потому что их владельцы стали меньше ездить, хоть цены на запасные части не изменились.

Эффект ожидания также влияет на смену величины спроса. Если потребитель ожидает сокращения объемов производства товара или роста его цены, то он увеличивает объемы покупки этого товара, который вызывает рост спроса на этот товар раньше, чем состоятся изменения в его объемах производства или в цене.

Следовательно, ограничения платежеспособного спроса или величины спроса существуют в виде ценовых или неценовых факторов. Действие ценовых факторов оказывается через колебание цен и тарифов на товары и услуги, которая вызывает определенные изменения величины спроса на основе действия закона спроса. Действие неценовых факторов оказывается через эффект замещения товаров, эффект дохода потребителя, эффект взаимодополнения и эффект ожидания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: