Концепция социального рыночного хозяйства состоит во всеобщем благосостоянии, имеющего помимо социального и хозяйственный аспект.
Очевидно, что низкий жизненный уровень подрывает экономическую основу технического прогресса, поскольку становится невыгодным использование его результатов в экономике страны.
Сочетание растущей производительности и продукции хозяйства, и повышающейся в связи с этим номинальной заработной платой со стабильными (лучше – снижающимися) ценами приводит к неразрывности понятий «всеобщего благосостояния» и «благосостояния через конкуренцию». Первое является целью, второе путём, ведущим к этой цели. СРХ невозможно без последовательной политики поддержания валютной устойчивости, только в этом случае можно предотвратить обогащение отдельных кругов населения за счёт других.
Необходимость развития конкуренции предопределяет роль государства в экономике. Оно не должно играть роль «ночного сторожа».
С одной стороны, оно должно вырабатывать порядок и правила игры свободных рыночных сил и обеспечивать строгий контроль за их соблюдением.
|
|
С другой стороны, государству следует вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы. Последнее охватывает случаи: а) создания и потребления общественных благ; б) недостаточной конкуренции.
Развитие свободной конкуренции предполагает, что ни одна отрасль хозяйства не имеет права на привилегии, не признаёт их ни в образе жизни людей, ни в условиях функционирования институтов общества.
Идейная установка, лежащая в основе концепции СРХ – готовность всех его субъектов нести ответственность за собственную судьбу и участвовать на равных в конкурентной борьбе.
Дело в том, что государство, регулируя частные, групповые, корпоративные интересы должно направлять их на общее благо.
При этом частные интересы могут поддерживаться лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества, в частности, поддержке конкуренции и валютной стабильности. Принцип безусловного обеспечения устойчивости национальной валюты обусловливает необходимость обходиться в хозяйствовании теми средствами, которыми оно располагает.
Нельзя потреблять больше, нежели производить.
Отсюда вытекает требование о строгом соблюдении экономически обоснованных пределов роста: цен, устанавливаемых предпринимателями, номинальной заработной платы, которой добиваются профсоюзы и динамики государственных расходов.
|
|
Применительно к Германии перед началом реформы 1948 г. существовала «принудительно-направляемая» рыночная экономика, основанная на частной собственности.
Германскому хозяйству необходимо было устранение накопленных деформаций в области хозяйственного управления и сигналов-импульсов в виде свободных цен и твёрдой марки, которые послужили бы катализаторами экономического развития и сразу дали весомый результат в виде роста производства и производительности труда, улучшения положения населения.
Переход к СРХ предполагает три этапа.
Первый – этап запуска механизма конкуренции, включение рыночных регуляторов (спроса и предложения), финансовое оздоровление при поддержке определённого уровня социальных гарантий для населения, создание прочной законодательной базы реформы и прежде всего процесса приватизации.
Основные противоречия данного периода:
1) между радикальными, непопулистскими действиями и отдалённостью их возможных позитивных последствий;
2) между государством и рынком, которое разрушается на пути их сочетания.
Второй – этап «глубинной» трансформации экономических отношений в обществе. Его главным содержанием является преобразование большей части государственной собственности в акционерную, групповую, частную. Структурная перестройка национального хозяйства должна привести к его эффективности и переориентации на жизненные потребности людей: на этом этапе жизненный уровень должен стабилизироваться.
Третий – тонкая настройка рыночных механизмов на достижение мирового уровня социально-экономической эффективности.