Пусть поднимет руку та мама, у которой никогда не сжималось сердце вести своего ребенка в ясли, рассказывая ему о чудесном дне в компании с другими детьми, оставлять его плачущего, бежать на автобус и с сомнением утешать себя, что главное не количество, а качество времени, проведенного с малышом. Вероятно, ни одна не даст положительного ответа. Скорее всего, именно из-за чувства вины на вопрос «как должны поступать работающие матери маленьких детей?» 73% опрошенных женщин ответили: «Временно оставить работу и посвятить все время уходу за детьми до достижения ими возраста двух лет». Того же мнения придерживаются 78% мужчин. Фонд «Родольфо Бенедет-ти» заказал исследование по вопросу о том, пользуются ли итальянские семьи услугами детских яслей. В опросе приняли участие 1000 человек в возрасте от 18 до 79 лет. Кому доверяют детей? Предпочтение отдается государственным яслям (50%), затем следуют родственники, частные ясли, а на последнем месте оказались няни. На вопрос о том, какими льготами должны пользоваться женщины, имеющие детей, 40% ответили — неполный рабочий день, а 32% выступают за продление отпуска До достижения детьми совершеннолетия. Иными словами, отношение к проблеме яслей для итальянских семей остается двойственным. Достаточно сказать, что в Италии всего 6% детей в возрасте до
|
|
3 лет посещают ясли, в то время как в Великобритании — 34, во Франции — 29, а в Дании — 64%. Почему? 55% опрошенных мам предпочитают заниматься детьми лично. Но не последнюю роль для 42% играет и стоимость пребывания ребенка в яс-
лях. «Естественно, было бы предпочтительней, чтобы с очень маленькими детьми оставались мамы, — говорит министр Стефания Престиджако-мо. — Но в действительности складывается иная ситуация. Ощущается огромный спрос на места в государственных и ведомственных яслях. В ясли, которые мы организовали в нашем министерстве, уже поданы 30 заявок на будущий год. Мы уже больше не можем ждать принятия законопроекта о детских учреждениях, который заблокировала комиссия по социальным вопросам палаты депутатов. Матери очень в нем нуждаются». Источник: News.Baltery.Ru. 2003. 25 июня.
См.: Рожанский М. Память города без прошлого // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. СПб., 1997. См.: Семенова В., Мещеркина Е. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М., 1994; Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей. Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. М., 1996.
Метод «истории жизни» человека от детства к взрослению и старению является, пожалуй, одним из самых распространенных направлений в западной качественной социологии69. Но на русском языке работы такого рода пока немногочисленны и состоят главным образом из переводов70. Данный метод позволяет исследовать индивидуальную жизнь личности и отражение в ней социально-культурных норм, соотношение социального и индивидуального. Объектом биографического исследования является не только исторический или политический деятель, но и любой член общества, его биография, предметом является содержание его жизненного пути71.
|
|
Биографическое интервью представляет собой жизненное повествование как своего рода «сценическое представление» (метафора И. Гоффмана72) о себе и своей жизни73. Здесь важной проблемой является необходимость проводить различие между «построением» идентичностей и изменением идентификации респондента, что выражается в способе построения его рассказа о жизни, «конструирования» своей биографии. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий, социальных ситуаций: индивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально-исторической ситуации, особенности мужских и женских моделей поколенческого поведения в определенных социальных общностях74. Сравнительный анализ большого числа аналогичных случаев — основа для описания социальной проблемы, которая вырисовывается за сходными обстоятельствами и действиями, за общей социальной практикой людей. Такой методологический подход позволяет типологизировать жизненные стратегии различных поколений в сходных ситуациях, конструировать «образцы» (нормативные модели) поведения или типы культурных ориентации, стилей жизни.
69 См. например: Plummer К. Documents of Life. L., 1983; Riley M.W. Sociological Lives. Newbeiry Park,
1988; Bertou D. Destins personnels et structure de classe: Pour Line critiue de L'antroponomie politiue.
Paris, 1977; Bertaux D., Thompson P. (Eds.) Pathways to Social Class. A Qualitative Approach to Social
Mobility. Oxford, 1997; Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мо
бильность на протяжении пяти поколений // Вопр. социологии. 1992. Т. 1. № 2; Берто Д., Берто-
Вьям И. Семейное владение и семья: трансмиссия и социальная мобильность, прослеживаемые на
пяти поколениях // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 132—133; Берто Д. Трансмис
сии социального статуса в экстремальной ситуации // Судьбы людей: Россия XX век. Биография
семей как объект социологического исследования. М., 1996. С. 207—239.
70 В качестве примера можно привести: Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк соци
ологии. М., 1998. В качестве исключения: Биографический метод в социологии. История, мето
дология и практика. М., 1994; Козлова Н.Н. Документ жизни: опыт социологического чтения //
Культурная антропология. М., 1997. С. 353—355; Межпоколенная трансмиссия сквозь призму мас
совых опросов и жизненных историй // Трансформация социальной структуры и стратификация
российского общества. М., 1996. С. 350, 354.
71 Исходной методологической предпосылкой биографических исследований служит признание со
циально-исторической значимости отдельной личности, понимание действий которой рассмат
ривается как один из способов объяснения социально-исторических событий. В последователь
ном жизнеописании (истории жизни человека) отражены этапы становления индивидуальности в
конкретных социально-исторических условиях, изменения обстоятельств жизни, поведения и де
ятельности личности в процессе индивидуализации (достижения личностной целостности). В та
ких изменениях отражаются закономерности процесса индивидуализации личности.
72 См.: Goffman E. The Moral Career of the Mental Patient. N.Y., 1961.
73 См.: Воронков В., Чикадзе Е. Ленинградские евреи: этничность и контекст// Биографический метод в
изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова и Е. Здравомысловой. СПб., 1997.
|
|
74 См.: Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей. Россия. XX век. Биографии семей как объект социо
логического исследования. М., 1996.
Одной из разновидностей качественных методов исследования выступает анализ бытового, рукописного текста («ручное письмо»). При данном подходе письмо рассматривается как символ модерна, вариант самоописания общества, важный инструмент власти, способ самореализации. Мир пишущих «неправильно» — мир доминируемых. Как правило — это представители не реализовавших себя поколенческих когорт. «Ручное» наивное письмо свидетельствует, что пишущий пребывает на нижних ступенях социальной иерархии и баланс власти складывается отнюдь не в его пользу75. Это ставит вопрос о теоретической интерпретации текстов «наивного письма» и естественности повседневного языка, часто выражаемого при помощи невербальных символов и жестов. Благодаря такому методу можно изучать маргинальную повседневность генерационных общностей, первичные поколенческие общности, в том числе аффективные, поколенческая идентификация, динамика внешнего ограничения и самоконтроля, различные типы повседневных взаимодействий поколений.
Биографическое интервью — один из методов изучения социологами жизненного пути поколений
Наряду с сугубо качественными методами в социологии поколений используются и уже привычные методы, но в несколько ином виде. Например, метод интервью обретает новые черты:
♦ нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование), представляющее собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных меж-
О культурных проблемах «наивного письма» см.: Козлова Н.Н., Самарская И.М. «Наивное письмо» и производители нормы // Вопр. философии. 1996. № 6.
дометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа76;
♦ полуструктурированное интервью, предполагающее, что в каждом из тематических блоков, наряду со свободным рассказом по теме, предполагается перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация: «детство», «юность», «учеба», «женитьба», «дети»;
|
|
♦ лейтмотивное интервью, позволяющее проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии;
♦ фокусированное интервью, предполагающее сосредоточенность на информации только об одной жизненной ситуации, определенной теме и субъективном представлении респондента в исследуемой сфере.
Проблема возрастной аккумуляции77 в социологических исследованиях почти не изучалась, тем не менее она стоит достаточно остро. Методика сбора данных, особенно постановка вопроса значительно определяет уровень возрастной аккумуляции. Так, вопрос о дате рождения дает более точные результаты, поэтому во время всеобщих переписей стали фиксировать не число исполнившихся лет, а дату рождения, что значительно уменьшило коэффициент возрастной аккумуляции78. Первая формулировка вопроса («Сколько Вам лет?») привычна для респондента, проста для обработки и позволяет получить любые, втом числе погодичные распределения79. Однако самый большой недостаток этой формулировки — возрастная аккумуляция, которая здесь присутствует практически всегда. Вторая формулировка («Сколько Вам лет? Укажите на шкале») нейтрализует возрастную аккумуляцию, но в силу большой зависимости от выбранного (разработанного) социологом типа шкалирования сужает возможности для дальнейшего сравнительного исследования по возрастному признаку.
Формулировка вопроса влияет лишь на один параметр возрастной информации — на аккумуляцию. Однако во время сбора информации получается
76 Как показала практика авторского интервьюирования, такое самоосмысление и выделение своего
«я» наиболее трудно дается опрашиваемым, особенно людям с невысоким уровнем образования.
В повседневности респондентам при ответах на вопросы-мнения легче, привычнее мыслить в по
нятиях «мы», прикрывая собственное мнение коллективной анонимностью. Ситуация интервью
заставляет их задуматься о себе как отдельном историческом и социальном субъекте.
77 Обычно встречаются три типа формулировок вопроса о возрасте. 1. Сколько Вам лет? 2. Сколько
Вам лет? Укажите на шкале. 3. В каком году Вы родились? (Укажите дату вашего рождения) Каждая
формулировка имеет свои преимущества и свои недостатки. Но основной проблемой в любом вари
анте вопроса, влияющей на качество получаемой информации, является возрастная аккумуляция,
т. е. округление своего возраста респондентом. Это приводит к резкому возрастанию удельного веса
групп, имеющих возраст, обозначаемый цифрами, оканчивающимися на нуль или на пять.
78 Подробнее см.: Урланис Б.Ц- Народонаселение. Исследования и публицистика. М, 1976. С. 94.
79 Однако здесь заложена определенная смысловая нечеткость, неоднозначность: нужно указывать
количество полных лет или округлять свой возраст. Если к вопросу есть дополнение с просьбой
указать количество полных лет, то возникает задача пересчета полученных данных: возрастное рас
пределение будет корректным, если к каждому возрасту будет добавляться 0,5 года //См.: Докто
ров Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979. С. 32.
целый спектр искажений. Например, в процессе подготовки к Всесоюзной переписи населения 1970 г. была проведена пробная перепись, которая выявила, что 1,4% записей, касающихся возраста, были неправильными80. Польские социологи проверяли достоверность информации о возрасте в социологических анкетах и обнаружили 3,6% неправильных записей, а по мнению американских социологов эта величина достигает 5—12%81. Здесь следует добавить, что случайные ошибки такого порядка возникают и на стадии кодирования, обработки. Возрастные шкалы имеют и другую особенность — проблему сопоставимости. Сопоставимость возрастных шкал стала уже «хрестоматийной» проблемой в разделе методики социологических исследований82.
Анализ сопоставимости возрастных шкал из публикаций в журнале «Социологические исследования» за 1979— 1999 гг. показал, что в среднем сопоставимость составляет соответственно 9—13%. Степень сопоставимости значительно повысилась бы, если бы крайние точки интервалов совпадали с принятой в Госкомстате периодизацией, а шкала возраста строилась на основе погодичного возрастного распределения с помощью открытых вопросов о дате рождения. Однако такой подход дает весьма громоздкие таблицы. Видимо, выход заключается в выборочных данных переписи населения, записанных в банк данных социологической информации, что позволило бы исследователю образовывать любые группировки и таблицы.