Прозвища

К культурному жанру дразнилок тесно примыкает социальный жанр про­звищ. Он не такой невинный и воздействует на психику, поведение, карти­ну мира, а иногда и дальнейшую судьбу ребенка более сильно, чем дразнил­ки, которые можно еще отнести к разряду детских шалостей.

Прозвища — чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобре­таются детьми для детей и нередко становятся инструментом изощренной пытки. Правда, считает Р. Харре, первые в нашей жизни прозвища мы по­лучаем от родителей и близких нам людей. Действительно, уже само по себе сокращение имени до уменьшительно-ласкательного (Санечка, Петек, Ляля, Коко, Дудик), «дорогуша», «ягодка» и «пирожок», а также не образо­ванные прямо от имени ласкательные обращения к ребенку («лапочка», «котеночек») в строгом смысле представляют прозвища, хотя никто их не

называет оскорбительными.

Маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем. Имена, ис­пользуемые отцом и матерью по отно­шению к ребенку, в известной мере различаются. Для отцов характерна ско­рее формальная манера обращения к детям. Исследования, проведенные среди детей, показали, что большинство прозвищ описывают качества ре­бенка — физические, интеллектуальные или свойства характера, например: Колобок, Недоумок, Гуляш, Растяпа, Пузырь, Носорог, Чурбан, Косой, Мохнорыл, Жиртрест, Мурзик, Толстый, Хрюша, Язва, Чистоплюй, Грин-блин, Хитрый Пес. Распространен способ образования кличек от фамилий, например Рыжий от Рыжова, Баран от Баранова, Козел от Козлова. Источ­ником сочинительства выступают смешные, странные, труднопроизноси­мые и некоторые другие типы фамилий: Пентюх, Лобков, Попик, Залепуп-кин, Пукась, Кошкодавов, Кровопусков, Мячик, Будаква, Головастиков, Трюфель, Хренов, Шлапак, Поезд, Бабашкин, Морозюк, Дроченко, Кончи­на, Матюгина, Писюк и т.д.

Иногда детская кличка сопровождает тебя всю жизнь. От них пытаются избавиться или, напротив, соответствовать им.

В школе присвоение прозвищ происходит в обоих направлениях: учите­ля присваивают прозвища ученикам, а те, в свою очередь, вовсю склоняют

своих учителей. Высокую худощавую учительницу математики назвали Пер­пендикуляр, а толстенького учителя по физике и астрономии — Телескоп. У одной учительницы было прозвище Вороний Глаз, а у другой, учительни­цы литературы, — Водокачка. Согласно словарю молодежного сленга, Аме­ба, Пробирка и Биссектриса — распространенные прозвища учительниц биологии, химии и математики87. Когда в 1949 г. семья Владимира Высоц­кого вернулись в Москву, в 5 «Е» классе ему сразу дали прозвище Америка­нец за то, что он был аккуратным и, по тому времени, дорого одетым: в зам­шевой рыжей курточке, новеньких ботинках. Володя тогда вернулся из шко­лы в слезах и просил родителей одеть его «как всех». Первую обидную кличку Американец Высоцкий носил недолго. Несмотря на внешность отличника, Владимир оказался мастером всяческих проказ. Позже у него появилось прозвище Высота, которое тот носил много лет.

Дразнилки и прозвища — инструмент воспитания и контроля, а порой и изощренной пытки

Согласно результатам исследования школьного быта и фольклора малой группы (класса), проведенного в 1999-2001 гг. М.Н. Одинокой88 процессе обучения детей в школе к концу первой четверти наблюдается одновремен­ная маркировка лидеров и аутсайдеров. Если о мальчиках-лидерах говорят уважительно, к примеру Макс или Ванно, и у них нет обидных прозвищ (ли­деров маркируют лишь модификацией собственного имени), то о мальчиках-изгоях отзываются пренебрежительно: часто плачущего мальчика, ведущего себя, по мнению группы, «как девочка», называют Душечкой или Плаксой; мальчика физически не развитого, не справляющегося с заданиями на уроке физкультуры, называют Женечкой или Женечкой-Припевочкой. Мальчика-

87 Никитина Т.Г. Так говорит молодежь: Словарь сленга. СПб., 1998.

88 Одинокая М.Н. Сатирическая лирика (прозвища и обзывания) в малой школьной группе
(www.ruthenia.ru).

драчуна называют Стариком. Девочки говорят о нем как «о самом плохом мальчике». Девочек-изгоев дети обзывают Лягушкой, Толстой Жабой или Крысой. Детское сообщество дразнит отверженных за ябедничество и жад­ность. Мальчики обзывают девочек следующим образом: Глазастики, Ушас­тики, Зубастики, Бабы, Цыганки, Обезьянки, Лягушки, Дурочки. Девочки же оценивают мальчиков через «несоответствие» последних представлениям о мужчине: отказывают им в наличии ума и не одобряют проявления мужской физической силы, потенциально опасной для слабых девочек. Исследователь выяснила, что девочки и мальчики по-разному относятся к прозвищам (ко­торыми к концу года маркируются почти все дети класса) и обзываниям. Среди

девочек принято обращаться друг к дру­гу только по имени собственному, маль­чики же гораздо спокойнее отзываются на прозвище.

Психиатры из США провели иссле­дование и нашли, что люди с забавны­ми и странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам, а ребенок с именем, вызывающим на­смешки, с самого детства находится в оборонительной позиции, он вынуж­ден бороться за нормальное отношение к себе, что формирует определенные черты его характера. Специалисты из университетов Сан-Диего и Джорджии установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами, высокие — с другими. Девушки с привлекательными име­нами плохо продвигаются по службе в деловом мире, но зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Английский терапевт Тревор Уэстон опре­делил, что лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям89.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: