Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. С игрушками, по мнению Дж. Джайн, ребенок связывает свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности. Для новорожденного самой первой и интересной игрушкой становится... собственный палец, соска или краешек простыни. Не отыщется игрушки — пятимесячный малыш все равно найдет себе объект для изучения, будь то трещинка на потолке, шишка на кровати или собственная крошечная пятерня. С появлением погремушки (яркой, громкой) малыш начинает развиваться не по дням, а по часам. Мир познается в игре, поэтому хочется потрогать все, что под рукой: мамино ухо, папин нос, бабушкины очки. С возрастом игрушки меняются. Скажем, пятилетние дети предпочитают конструкторские игры. Через год они справляются со сложными ролевыми и коммуникативными заданиями и уже способны играть в доктора, в продавца, режиссировать игру в кукольном доме26.
Появление игрушек как предметов, изготовленных для игры, —достаточно раннее явление человеческой культуры. Игрушки как бы запечатлели в
26 Макаричева И. Куклы, в которые играют люди // Family Doctor. 2001. № 4.
себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели. Детские игры и игрушки отражают в своем содержании ту эпоху, в которой протекает детство того или иного поколения людей. Игра и игрушка — это и есть то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена.
Сегодня игры и игрушки — одно из ярких проявлений массовой культуры. Детские игрушки — это культурные артефакты, которые созданы самими детьми (самоделки и поделки), произведены для них взрослыми (фабричная продукция) либо не созданы никем вообще, а найдены готовыми в природе (камушки, песок, шишки, палочки). Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов. Между прочим, первые куклы были миниатюрными копиями не детей, а взрослых.