Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Экономика предприятия» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их при принятии инженерных решений.
Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:
- выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;
- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
- активное участие слушателей в учебном процессе;
- проведение практических занятий, способствующих приобретению навыков практической работы;
- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.
Используемые методы преподавания: лекционные занятия с использованием наглядных пособий и раздаточных материалов; метод «мозгового штурма», индивидуальные и групповые задания при проведении практических занятий и тестировании.
|
|
Лекционный материал всегда должен опережать практическое занятие и планируемое контрольное мероприятие.
В начале лекции студентам должна быть предоставлена следующая информация:
- точное название дисциплины;
- наименование кафедры, выполняющей данную учебную нагрузку, ее местонахождение;
- Ф.И.О. преподавателей, ассистентов;
- объем дисциплины и виды учебной работы;
- рабочая программа курса;
- система проведения контрольных мероприятий и порядок проведения итогового контроля знаний (экзамен);
- основная учебная и методическая литература с указанием её количества и возможностей её получения студентами.
Вводная лекция должна содержать информацию, вызывающую интерес студента к изучению данной дисциплины, и отражающую её значение в процессе формирования студента как специалиста в выбранной области.
Начало каждого раздела лекций должно включать цели и задачи, и даже в случае, если раздел предусматривает чтение нескольких лекций, каждая из них должна иметь законченный характер с выводами и обобщениями материала в конце лекции, а также некоторое время для вопросов студентов. Любые методы активизации работы студентов в течение лекции (вовлечение в дискуссию, предложения по вопросам решения рассматриваемых задач, вопросы по освоенному ранее материалу и т.п.) снимут напряжение в аудитории и заставят студента думать, а не механически записывать изложенный материал.
Начиная лекции, особенно если идет продолжение темы, желательно несколько минут уделить краткому повторению основных положений, рассмотренных на предыдущей лекции.
|
|
Темп читаемой лекции не должен быть высоким, однако нельзя и чрезмерно замедлять. Очень важно, чтобы он был всегда одинаковым.
Если лекция сильно насыщена словесным теоретическим материалом лектору необходимо заранее продумать где, в каких вопросах темы и через сколько времени он может сделать краткое отступление, временно переключив внимание студентов на более легкие вопросы.
Рассмотрение фундаментальных и обязательных вопросов должно сопровождаться информацией о последних достижениях в этой области и перспективах.
Заканчивать лекцию целесообразно информацией о материале для самостоятельной работы.
На первом практическом занятии необходимо ознакомить студентов с перечнем и последовательностью тем занятий, проводимых в течение семестра.
В начале практического занятия необходимо провести перекличку и опрос студентов по теоретическим вопросам темы, рассматриваемой на занятии.
После проведения опроса необходимо решить ряд задач по изученной теме. Характер выполнения этого пункта может быть различным: это и решение задачи у доски, и решение на местах с последующим вызовом студентов к доске с целью проверки правильности решения и т.д. Рекомендуется вовлекать в работу и студентов, обнаруживших и неудовлетворительное знание темы при проведении опроса в начале занятия; это могут быть и отдельные вопросы к нему, на которые он отвечает с места, и вызов к доске для решения более легкой части задачи.
В ходе занятия преподаватель обязан контролировать работу всех студентов группы, проходя по рабочим местам и наблюдая за их работой.
В конце занятия преподавателю необходимо подвести итог, еще раз повторить для закрепления основные положения темы, сделать выводы.
С целью более эффективного усвоения студентами материала данной дисциплины рекомендуется при проведении лекционных занятий использовать наглядные пособия и раздаточные материалы.
Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины.
Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала в форме устных и письменных опросов на практических занятиях. При этом могут использоваться контрольные вопросы, тестовые задания.
Контрольные мероприятия (контрольные вопросы, работы, тесты) не должны быть сюрпризом для студента. Необходимо предварительно оповестить студентов о дате и теме контрольного мероприятия, напомнить о наличии методического указания по данной теме, цель мероприятия, форму его проведения и значимость результатов. Результаты контрольных мероприятий позволяют студенту оценить уровень своих знаний данного раздела, а преподавателю - ритмичность освоения студентом материала дисциплины и возможные недоработки в собственной деятельности.
Для повышения активности и заинтересованности студентов целесообразно применять систему балльно-рейтинговой оценки.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является основной частью процесса изучения курса экономики производства.
Цели СРС - формирование у студентов навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать задачи экономики с использованием всего арсенала современных средств, потребности к непрерывному самообразованию и совершенствованию своих знаний; приобретение опыта планирования и организации рабочего времени и расширение кругозора.
Планирование, организация, контроль и анализ СРС являются необходимыми составляющими научной организации учебного процесса, позволяющими обеспечить полноценное управление и необходимую эффективность учебной работы.
|
|
Формы самостоятельной работы студентов при изучении курса экономики производства:
- проработка учебников, учебных пособий, конспекта лекций;
- подготовка к выполнению практических занятий;
- подготовка к контрольным работам.
При разработке заданий по СРС преподавателям следует предусматривать:
- четкую формулировку целей и требований;
- использование фундаментальных знаний;
- увязку с конкретными профессиональными задачами по специальности студента;
- возможность проявления творческого, нестандартного подхода для решения отдельных вопросов;
В заданиях желательно приводить список рекомендуемой литературы. При выдаче индивидуальных заданий следует учитывать индивидуальные способности и наклонности студента.
Планирование СРС следует проводить с учетом:
- реального бюджета времени студента;
- обеспеченности дисциплины учебной, справочной и специальной литературой.
Приложение 4