Для преподавателя

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Экономика предприятия» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их при принятии инженерных решений.

Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:

- выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;

- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;

- активное участие слушателей в учебном процессе;

- проведение практических занятий, способствующих приобретению навыков практической работы;

- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

Используемые методы преподавания: лекционные занятия с использованием наглядных пособий и раздаточных материалов; метод «мозгового штурма», индивидуальные и групповые задания при проведении практических занятий и тестировании.

Лекционный материал всегда должен опережать практическое занятие и планируемое контрольное мероприятие.

В начале лекции студентам должна быть предоставлена следующая информация:

- точное название дисциплины;

- наименование кафедры, выполняющей данную учебную нагрузку, ее местонахождение;

- Ф.И.О. преподавателей, ассистентов;

- объем дисциплины и виды учебной работы;

- рабочая программа курса;

- система проведения контрольных мероприятий и порядок проведения итогового контроля знаний (экзамен);

- основная учебная и методическая литература с указанием её количества и возможностей её получения студентами.

Вводная лекция должна содержать информацию, вызывающую интерес студента к изучению данной дисциплины, и отражающую её значение в процессе формирования студента как специалиста в выбранной области.

Начало каждого раздела лекций должно включать цели и задачи, и даже в случае, если раздел предусматривает чтение нескольких лекций, каждая из них должна иметь законченный характер с выводами и обобщениями материала в конце лекции, а также некоторое время для вопросов студентов. Любые методы активизации работы студентов в течение лекции (вовлечение в дискуссию, предложения по вопросам решения рассматриваемых задач, вопросы по освоенному ранее материалу и т.п.) снимут напряжение в аудитории и заставят студента думать, а не механически записывать изложенный материал.

Начиная лекции, особенно если идет продолжение темы, желательно несколько минут уделить краткому повторению основных положений, рассмотренных на предыдущей лекции.

Темп читаемой лекции не должен быть высоким, однако нельзя и чрезмерно замедлять. Очень важно, чтобы он был всегда одинаковым.

Если лекция сильно насыщена словесным теоретическим материалом лектору необходимо заранее продумать где, в каких вопросах темы и через сколько времени он может сделать краткое отступление, временно переключив внимание студентов на более легкие вопросы.

Рассмотрение фундаментальных и обязательных вопросов должно сопровождаться информацией о последних достижениях в этой области и перспективах.

Заканчивать лекцию целесообразно информацией о материале для самостоятельной работы.

На первом практическом занятии необходимо ознакомить студентов с перечнем и последовательностью тем занятий, проводимых в течение семестра.

В начале практического занятия необходимо провести перекличку и опрос студентов по теоретическим вопросам темы, рассматриваемой на занятии.

После проведения опроса необходимо решить ряд задач по изученной теме. Характер выполнения этого пункта может быть различным: это и решение задачи у доски, и решение на местах с последующим вызовом студентов к доске с целью проверки правильности решения и т.д. Рекомендуется вовлекать в работу и студентов, обнаруживших и неудовлетворительное знание темы при проведении опроса в начале занятия; это могут быть и отдельные вопросы к нему, на которые он отвечает с места, и вызов к доске для решения более легкой части задачи.

В ходе занятия преподаватель обязан контролировать работу всех студентов группы, проходя по рабочим местам и наблюдая за их работой.

В конце занятия преподавателю необходимо подвести итог, еще раз повторить для закрепления основные положения темы, сделать выводы.

С целью более эффективного усвоения студентами материала данной дисциплины рекомендуется при проведении лекционных занятий использовать наглядные пособия и раздаточные материалы.

Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала в форме устных и письменных опросов на практических занятиях. При этом могут использоваться контрольные вопросы, тестовые задания.

Контрольные мероприятия (контрольные вопросы, работы, тесты) не должны быть сюрпризом для студента. Необходимо предварительно оповестить студентов о дате и теме контрольного мероприятия, напомнить о наличии методического указания по данной теме, цель мероприятия, форму его проведения и значимость результатов. Результаты контрольных мероприятий позволяют студенту оценить уровень своих знаний данного раздела, а преподавателю - ритмичность освоения студентом материала дисциплины и возможные недоработки в собственной деятельности.

Для повышения активности и заинтересованности студентов целесообразно применять систему балльно-рейтинговой оценки.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является основной частью процесса изучения курса экономики производства.

Цели СРС - формирование у студентов навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать задачи экономики с использованием всего арсенала современных средств, потребности к непрерывному самообразованию и совершенствованию своих знаний; приобретение опыта планирования и организации рабочего времени и расширение кругозора.

Планирование, организация, контроль и анализ СРС являются необходимыми составляющими научной организации учебного процесса, позволяющими обеспечить полноценное управление и необходимую эффективность учебной работы.

Формы самостоятельной работы студентов при изучении курса экономики производства:

- проработка учебников, учебных пособий, конспекта лекций;

- подготовка к выполнению практических занятий;

- подготовка к контрольным работам.

При разработке заданий по СРС преподавателям следует предусматривать:

- четкую формулировку целей и требований;

- использование фундаментальных знаний;

- увязку с конкретными профессиональными задачами по специальности студента;

- возможность проявления творческого, нестандартного подхода для решения отдельных вопросов;

В заданиях желательно приводить список рекомендуемой литературы. При выдаче индивидуальных заданий следует учитывать индивидуальные способности и наклонности студента.

Планирование СРС следует проводить с учетом:

- реального бюджета времени студента;

- обеспеченности дисциплины учебной, справочной и специальной литературой.

Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: