Основные этапы таможенного оформления

Прибытие товаров на таможенную территорию РФ. Прибытие осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу. С момента прибытия товары могут быть:

- разгружены или перегружены;

- помещены на склад временного хранения;

- заявлены к определенному таможенному режиму, либо к внутреннему таможенному транзиту.

С момента прибытия начинается отсчет сроков, установленных законом для таможенного оформления грузов. При прибытии товаров на таможенную территорию РФ перевозчик предоставляет таможенному органу необходимые документы и сведения в зависимости от того, на каком виде транспорта осуществлялась международная перевозка. Перечень документов в зависимости от видов транспорта (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный) приведены в ст. 73–76 ТК РФ. Непосредственно проведение оформления может осуществляться в месте прибытия на таможенную территорию либо в месте нахождения таможенного органа, где находится получатель товара. В этом случае перевозка товара на территорию РФ производится на основании внутреннего таможенного транзита.

Внутренний таможенный транзит – таможенная процедура, при которой иностранные товары переводятся по российской таможенной территории без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Перевозка товаров в соответствии с данной процедурой может осуществляться любым перевозчиком и любым транспортом, кроме воздушного, трубопроводного и линий электропередач. Перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные сроки и место; обеспечить сохранность товаров и средств их идентификации. Погрузка, выгрузка, перегрузка и иные грузовые операции допускаются с разрешения таможенного органа. В случае аварии, действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товара. Внутренний таможенный транзит может быть осуществлен, если:

- ввоз товаров на территорию РФ не запрещен;

- в отношении ввозимых товаров проведен пограничный и иные меры государственного контроля в месте их прибытия;

- в отношении товаров представлены разрешения и лицензии, если они требуются;

- подана транзитная декларация;

- обеспечена идентификация товаров (наложением пломб и печатей, нанесение маркировки и другими средствами);

- транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;

- приняты меры по соблюдению таможенного законодательства, например, таможенное сопровождение, определение конкретных маршрутов и др.;

Внутренний таможенный транзит проводится в тех случаях, когда перевозка осуществляется:

- из места прибытия товаров на таможенную территорию до места нахождения таможенного органа назначения;

- из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории России;

- между складами временного хранения или таможенными складами;

- в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории России.

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при соблюдении ранее упомянутых условий и не позднее 3-х дней со дня принятия транзитной декларации. В качестве нее принимаются любые коммерческие, транспортные или таможенные документы при условии, что в них содержатся сведения:

- об отправителе и его стране;

- о перевозчике и его транспортном средстве;

- о товаре;

- о количестве грузовых мест.

Если поданные документы отвечают всем требованиям, день принятия декларации совпадает с днем подачи. При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган определяет его срок и место доставки товаров. Сроки внутреннего таможенного транзита зависят от вида транспорта. Для автомобильного, железнодорожного, водного транспорта срок определяется из расчета один месяц на 2000 км. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля таможенного органа назначения.

В некоторых случаях в целях соблюдения таможенного законодательства таможенный орган вправе принять решения о таможенном сопровождении транспортных средств. Итогом внутреннего таможенного транзита является выдача перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита. По прибытию перевозчика в место назначения он обязан в течение одного часа с момента прибытия, а в случае прибытия в нерабочее время – в течение одного часа с момента начала работы предъявить таможенному органу, транзитную декларацию и иные документы на товары. При перевозках железнодорожным транспортом срок предоставления документов не должен превышать 12 часов.

В течение 2-х часов с момента представления перевозчиком документов таможенный орган регистрирует прибытие транспортного средства в место доставки товаров и выдает перевозчику письменное подтверждение о таком прибытии.

Временное хранение товаров в процессе таможенного оформления. После прибытия товаров на таможенную территорию РФ или прибытия в таможенный орган места доставки товары могут быть помещены на склад временного хранения. Временное хранение товаров – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин и без применения к ним установленных ограничений до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом, либо помещение их под иную таможенную процедуру. Временное хранение является факультативным элементом и не всегда присутствует в процессе таможенного оформления. Временное хранение в основном осуществляется на складах временного хранения (СВХ). В качестве СВХ могут использоваться специально обустроенные помещения или открытые площадки. Основные требования к СВХ:

- обеспечение сохранности товара и одновременно возможности осуществления таможенного контроля при исключении доступа к товарам посторонних лиц;

- СВХ должны иметь охраняемую стоянку с возможностью въезда на нее транспортных средств, перевозящих товары в любое время суток;

- СВХ и прилегающая к ним территорию являются зонами таможенного контроля.

Различают два типа СВХ: открытый и закрытый.

СВХ открытого типа доступны для использования любыми лицами и для хранения любых товаров. СВХ закрытого типа предназначены либо для хранения определенных товаров, либо для хранения товаров только владельца СВХ. Кроме того, на таких складах могут храниться товары, ограниченные в обороте или требующие особых условий хранения. Таможенные органы вправе учреждать только склады открытого типа.

Склады закрытого типа могут учреждаться только в том случае, если заявитель может обосновать целесообразность их учреждения. Владельцами СВХ могут быть таможенные органы или российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев СВХ. Хранение товаров на СВХ осуществляется на договорной основе. Основные требования к владельцам СВХ:

- владение специально оборудованными помещениями;

- страхование гражданской ответственности.

На каждое отдельное помещение или на отдельную открытую площадку выдается отдельное свидетельство «О включении в реестр владельцев СВХ». Срок действия такого свидетельства 5 лет. Срок временного хранения – 2 месяца. По мотивированному запросу возможно продление максимум до 4-х месяцев. Для скоропортящихся срок временного хранения в пределах срока их годности, но не более 2-х месяцев. Для товаров, запрещенных к ввозу, предельный срок – трое суток. Товары, хранящиеся на СВХ, могут осматриваться и измеряться владельцем СВХ и уполномоченными лицами. С разрешения таможенного органа возможет отбор проб и образцов.

Таможенное декларирование. Осуществление внешнеторговых операций невозможно без взаимодействия участников экспортно-импортных операций с таможенными органами. Перемещение товаров через таможенную границу РФ допускается только при условии их декларирования, которое производится путем заявления таможенному органу субъектами ВЭД всех необходимых сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу. Таможенное декларирование заключается в предоставлении таможенному органу таможенной декларации.

Таможенная декларация (от лат. declaratio) – заявление, объявление. Это документ, оформленный в соответствии с требованиями таможенного законодательства и содержащий необходимую информацию о перемещаемом товаре, характере внешнеторговой операции и ее субъектах. Согласно таможенному кодексу допускается письменная, устная и конклюдентная форма декларирования, а также декларирование путем электронной передачи данных. Конклюдентная форма предполагает использование определенных знаков и символов. В области таможенного декларирования эта форма используется физическими лицами, пересекающими границу через зеленый коридор. Проход через зеленый коридор означает, что физическое лицо не имеет при себе или в своем багаже товаров, запрещенных к ввозу / вывозу, а количество провозимых товаров не превышает разрешенных норм. Декларация в данном случае не заполняется, а таможенное оформление осуществляется в упрощенном порядке.

Таможенное оформление всегда связано с задержкой, даже минимальной. Поэтому ТК предоставляет возможность субъекту ВЭД ускорить процесс таможенного оформления путем подачи предварительной декларации. В этом случае таможенная декларация на иностранные товары может быть подана до их прибытия на таможенную территорию или до завершения внутреннего таможенного транзита. После ее принятия товары должны быть представлены таможенному органу в течение 15 дней. Если такого не происходит таможенная декларация считается не поданной. В общем случае письменная декларация должна подаваться не позднее 15 дней с даты предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенная декларация подается до их убытия с таможенной территории РФ.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, когда:

- она подана в таможенный орган неправомочный принимать таможенные декларации;

- она подается ненадлежащим лицом;

- в ней не указаны необходимые сведения или она не оформлена должным образом;

- при ее подаче не представлены необходимые документы, за исключением тех, которые могут быть представлены в более поздние сроки;

- в отношении декларированных товаров не завершены действия, которые должны быть произведены до или одновременно с ее подачей.

Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи декларации не может служить основанием для отказа в ее принятии. С момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим по фактам, имеющим юридическое значение.

Основным документом при декларировании грузов является грузовая таможенная декларация (ГТД). В случае, если лицо, перемещающее товары не обладает достаточными знаниями для заполнения ГТД, он вправе обратиться к таможенному брокеру. Таможенные органы не несут ответственности за решение, действие или бездействие таможенных брокеров и не возмещают убытки и вред ими причиненные.

Сведения, заявляемые в ГТД, составляют несколько информационных блоков.

1. Общая характеристика поставки (информация о товаре, об их количестве).

2. Юридические лица, участвующие в таможенном оформлении внешнеторговой операции (данные об отправителе, о получателе, о контрактодержателе (лице, ответственном за финансовое урегулирование), о декларанте).

3. Географический блок (сведения о торгующей стране, стране отправле-
ния / назначения, стране происхождения товара).

4. Транспортный блок – информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары.

5. Финансовый блок – данные о стоимостной оценке экспортно-импортных операций, о базисных условиях поставки, сроках поступления денежных средств, форме расчетов, валюте платежа, а также данные о сумме таможенных пошлин и сборов.

6. Характеристика каждого товара в партиях: наименование товара, код по ТН ВЭД, упаковка и маркировка, вес товара, фирма-производитель.

Для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларант должен предоставить следующие документы:

- учредительные документы лица, перемещающего товары;

- внешнеторговый контракт и дополнительные соглашения к нему;

- платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара (счет-фактура, банковские платежные документы);

- транспортные и страховые документы, если они имеются, в зависимости от условий поставки;

- счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;

- таможенную декларацию страны отправления (если она имеется);

- упаковочные листы;

- лицензию для товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком;

- сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопаснос-
ти и др.

В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы следующие документы:

- контракты с третьими лицами, имеющими отношение к сделке;

- счета за платежи третьим лицам;

- счета за комиссионные, брокерские и другие услуги;

- лицензионные или авторские вознаграждения;

- прейскуранты цен и др.

Для таможенной оценки товаров и проверки заявленной декларантом таможенной стоимости может быть использована информация как предоставленная декларантом, так и имеющаяся у таможенного органа. Информация должна быть полной, достоверной, подтверждающей заявленную таможенную стоимость. При осуществлении операций по ввозу товаров одновременно с ГТД в таможенный орган подается другой официальный документ – декларация таможенной стоимости (ДТС). При вывозе товаров ДТС не представляется. Таможенная стоимость ввозимых товаров заявляется декларантом по формам ДТС 1, ДТС 2 при заявлении тех таможенных режимов, по которым ввозимый товар облагается таможенными пошлинами. При заявлении режимов, по которым таможенные пошлины не взимаются, таможенная стоимость заявляется в ГТД без подачи ДТС, но и в этих случаях при появлении у таможенного органа сомнений в правильности определения таможенной стоимости он может потребовать от декларанта заполнения ДТС. За все сведения, указанные в ДТС и в других документах, подтверждающих таможенную стоимость, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством. При наличии у таможенного органа сомнений в отношении данных, заявленных декларантом, в ДТС или в подтверждающих документах, но при отсутствии аргументированных обоснований и фактов, подтверждающих эти сомнения, все участники сделки должны быть взяты таможенным органом на специальный контроль. При этом таможенный орган ведет наблюдение за экспортно-импортными операциями, в том числе за уровнем цен. При подозрении в систематическом занижении таможенной стоимости ввозимых товаров, таможенный орган на основе такого наблюдения и анализа может провести инициативную внешнюю проверку экспортно-импортных операций данного покупателя, в том числе совместно с налоговой инспекций и МВД. Проводимые таможенным органом корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости могут быть обжалованы декларантом в установленном порядке.

ДТС не заполняется в следующих случаях:

- при ввозе товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами;

- при заявлении таможенных режимов, по которым ввозимые товары не подлежат таможенному обложению;

- при ввозе товаров физическими лицами не для коммерческих целей;

- при ввозе партии товаров, таможенная стоимость которой не превышает 5000 долларов, кроме многоразовых поставок в рамках одного контракта или повторяющихся поставок одного и того же товара от одного отправителя в рамках различных контрактов.

Предоставляемая декларантом информация, составляющая коммерческую тайну, может использоваться только в таможенных целях и не может разглашаться или передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы без специального разрешения декларанта за исключением случаев, предусмотренных законодательством. За разглашение коммерческой тайны должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством.

С разрешения таможенного органа субъект ВЭД может применять особый порядок декларирования. Цель такого особого порядка – упрощение таможенных формальностей и ускорение экспортно-импортных операций. Особый порядок декларирования заключается в подаче неполной таможенной декларации. Подача такой декларации допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) декларант не располагает всеми необходимыми сведениями для подачи полной таможенной декларации;

2) таможенный орган, производящий оформление, разрешил подачу такой декларации;

3) в неполной декларации указан минимум данных, позволяющих хотя бы идентифицировать товар;

4) недостающая информация будет подана в установленные сроки (для иностранных товаров – 45 дней, для российских – не более 8-ми месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации).

Используется еще одна разновидность упрощения таможенного оформления: если одно и то же лицо регулярно перемещает товары, то с разрешения таможенного органа возможна подача одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода. Особый порядок декларирования может применяться только для добросовестных участников ВЭД, не имеющих нарушения таможенного законодательства, задолженности по таможенным платежам, штрафам и т.п.

Выпуск товаров. Завершающий этап таможенного оформления называется выпуском товаров. Под выпуском товаров подразумевается действия таможенных органов, заключающиеся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом. В отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России, вместо понятия выпуск товаров применяется понятие «помещение товаров под таможенный режим». После выпуска товара уполномоченное лицо вправе распоряжаться им по своему усмотрению, но в рамках таможенного законодательства. Основанием для выпуска товаров является полное выполнение всех требований таможенного законодательства. Одним из главных условий выпуска является поступление сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. Таможенные органы должны осуществлять выпуск товаров не позднее 3-х рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов, а также представления товаров таможенному органу. Если в ходе проверки таможенной декларации будут выявлены нарушения, то выпуск товаров не осуществляется, при этом таможенный орган должен уведомить декларанта о том, какие именно условия не соблюдены и какие действия должен совершить декларант для соблюдения условий выпуска.

Для некоторых товаров, перечень которых приведен в ст. 67, 68 ТК, может быть применен упрощенный порядок таможенного оформления. В частности, скоропортящиеся товары, живые животные и экспресс-грузы могут быть выпущены до подачи таможенной декларации. В некоторых случаях имеется возможность приостановления выпуска товаров по заявлению заинтересованного лица. В основной массе это касается объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель этих объектов может подать заявление в таможенный орган, если у него есть основание полагать, что перемещение таких объектов через границу может привести к нарушению его прав. Приостановление выпуска в таких случаях не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, перемещаемые через границу физическими лицами, если такие товары не предназначены для осуществления предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: