Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в комплексной реабилитации ребенка.
К особенностям применения подвижных игр в детском возрасте относятся их эмоциональная насыщенность, на фоне которой значительно возрастают функциональные резервные возможности организма, а рассеянная мышечная нагрузка предупреждает утомление, и то, что игры являются специфическим видом детской деятельности (для взрослых данный вид деятельности неспецифичен).
Требования к играй, используемым в реабилитации детей:
– обязательное регулирование физической нагрузки, в соответствии с двигательным режимом ребенка;
– возможность управления физиологическими сдвигами, связанными с эмоциональной окраской;
– закрепление выработанных двигательных навыков;
– соответствие и реализация поставленных лечебных задач;
– соответствие игры возрасту ребенка.
Предложены различные классификации подвижных игр. Наиболее распространенной является классификация игр по уровню общей физической нагрузки (по М.И. Фонареву). Различают игры малой, средней и большой подвижности.
|
|
Игры малой подвижности проводятся на месте в положении сидя, лежа, стоя. Включаются элементарные, знакомые упражнения. Игры средней подвижности применяются самостоятельно или в конце основной части занятия лечебной гимнастикой. Преобладающие исходные положения – стоя, в ходьбе. Прыжки в данных играх ограничены, бег не используется, только перебежки. Игры большой подвижности используются на поликлиническом этапе реабилитации. Такие игры включают бег, прыжки. Чаще используются в виде эстафет, физическая нагрузка средней и выше средней интенсивности.
В основу классификации Н.Н. Кильпио положено деление игр по преобладающему основному движению: беговые игры, игры с прыжками, лазанием, метанием, ходьбой. Различают подвижные игры по организации двигательной активности: игры с правилами (сюжетные и несюжетные) и игры со спортивными элементами (баскетбол, волейбол и т.д.).
В.Л. Страховская предложила классификацию игр по психофизической нагрузке. Различают 4 группы таких игр:
Игры с незначительной нагрузкой, используются на постельном или начале полупостельного двигательного режима. Исходное положение – сидя, амплитуда движений небольшая, работают мелкие и средние мышечные группы. Продолжительность – 5-8 мин. Способ проведения игр индивидуальный или малогрупповой.
Игры с умеренной нагрузкой используются на полупостельном (палатном) двигательном режиме. Исходное положение - сидя, стоя, в ходьбе. Продолжительность игр – 10-20 мин. Способ проведения малогрупповой. Может присутствовать элемент соревнования в точности, слаженности движений.
|
|
Игры с тонизирующей нагрузкой используются на свободном двигательном режиме. Исходное положение – стоя, в ходьбе, включается дозированный бег, бег на короткие дистанции. Длительность – 20-30 мин. В одно занятие включается несколько подвижных игр, игр-эстафет. Амплитуда движений средняя, возможна большая. Способ проведения малогрупповой и групповой.
Игры с тренирующей нагрузкой используются в период стойкой ремиссии заболевания. Исходное положение - стоя, в ходьбе. Двигательная активность соответствует тренирующему режиму санаторного этапа реабилитации. Включается бег с ускорением, на выносливость. Игры этой группы предъявляют повышенные требования к дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системе ребенка. Определение группы игр делается на основе показателей функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.
В последние годы получают распространение спартианские игры для различных категорий детей: ослабленных, больных и инвалидов. Одной из важнейших особенностей спартианских игр является гармоничное сочетание в них спортивных соревнований с творческими, художественными, танцевальными заданиями. Каждый ребенок может проявить свои способности в доступном виде деятельности. Главный девиз спартианских игр – «Победи самого себя!». В этих играх учитываются собственные и командные достижения детей. Сюжетная канва игр (особенно для дошкольников) увлекает детей в разнообразные путешествия по видам спорта, сказкам, странам и т.д.