Детям старец советовал не иметь компаний и не отлучаться от родителей своих, и пусть характеризуют их другие как необщительных. Советовал ничего не брать от чужого, ни одной конфеты, например, ни освежающего напитка, потому что велика опасность наркотиков, которая губит молодежь. Говорил старец: "От человека, которого не знаю, и антидора не приму, потому что может тебе сказать, что антидор, а на самом деле нет, но вещь от диавола".
Из книги "Старец Иаков Эвбейский", Макариев-Решемская обитель, 1998.
- Есть такие дети-дички, которые не хотят идти на улицу, играть с ровесниками. Как к этому относиться?
- Разве плохо, если ребенок дома занимается делом? Но нужно следить, чтобы эта уединенность не принимала патологических форм - уныния, мечтательности, лености. Чтобы человек не жил в мире иллюзий.
- Какими должны быть отношения ребенка с окружающими людьми?
- Ребенок учится у родителей. Их уважительное, учтивое, благоговейное отношение к людям и ребенка учит. Распущенность, вольное отношение - тоже. Следует ограждать детей и свой дом от людей лукавых, злых. Сказано ведь, что "с преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься" (Пс. 17, 27).
|
|
Утешение любовью Христовой (Из жизнеописания афонского старца Тихона).
Всех старец по чистоте души своей видел хорошими, ибо, по слову Апостола, "для чистого все чисто" (Тит. 1, 15). Как-то после исповеди спросил его один игумен:
- Отче, скажи мне, кто из братии нашей более чист?
- Авва святый, - ответил старец, - все они у вас чистые. Никогда он не укорял ближнего, а старался исцелить его и утешить любовью Христовой.
- Тебя, чадо мое, - говорил он отцу Паисию, - Христос полюбил и простил тебе грехи твои, ибо любит Господь кающихся и взыскующих смирения.
Очень огорчался старец, когда видел растолстевших юношей, и особенно монахов, ибо полнота совсем не идет носителю ангельской схимы.
Как-то посетил его один очень толстый мирянин и признался, что имеет сильную плотскую брань и одержим нечистыми мыслями.
- Дитя мое, - сказал ему любящий старец, - если послушаешь меня, грешного, сделаю тебя ангелом! Начни строгий пост с молитвою: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И вкушай только хлеб и воду. По ночам клади по сто пятьдесят поклонов и читай ежедневно канон Богоматери, главу из Евангелия и житие дневного святого. В субботу и воскресенье можешь вкушать небольшое количество пищи с растительным маслом. И так, проведя сорок дней, исцелишься.
Через шесть месяцев этот толстяк опять появился, и отец Тихон совершенно не мог узнать его. Исчезла излишняя полнота, и уже легко и свободно входил он в узкую дверь церкви. Спросил его удивленный старец:
|
|
- Как живется теперь тебе, дитя мое? И ответил ему гость радостно:
- Теперь я воистину чувствую себя ангелом, отче, ибо исчезли совсем блудные мысли и, как видите, непомерная полнота, которая очень тяготила меня.
Так умел старец возжигать в других ревность, что грешники уже сами вожделевали начать борьбу с грехом. Для этого он часто отсылал вопрошавших его к святым отцам, чтобы огонь благодати, который получили отцы от Господа, возгревал у них любовь к истине. Ибо подвизающийся приобретает добродетели, а неподвизающийся кормит страсти. Особенно советовал он читать Священное Писание и вселенских учителей, таких как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, преподобный Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Макарий Египетский и преподобный Исаак Сирин. Как-то спросил он у отца Паисия:
- Ты, чадо, какие книги читаешь?
- Авву Исаака, отче, - ответил ему духовный сын.
- Ох! Ох! Ох! Чадо мое! Этот святой очень велик! Ни одного насекомого он даже пальцем не задел.
Сказанным старец как бы хотел подчеркнуть высоту жития и духовной мудрости сего преподобного отца. Сам отец Тихон старался подражать преподобному Исааку не только в пустынном своем житии, но и в аскетическом подвиге поста и беспопечительности. В отличие от мирян, которые много работают и потому много едят, дело монаха - молитва и пост, поклоны и покаянные слезы не только о себе, но и о целом мире, о всех, кто живет и кто уже умер. А потому и работать нужно столько, сколько необходимо, чтобы не быть в тягость другому. Ибо от многих работ и попечений забывает человек о Боге и назначении своем.
- Фараон дал много работы израильтянам, - замечал старец, - чтобы они много ели и оттого забывали о Боге своем.
Из книги "Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне", Троице-Сергиева лавра, 1997.
- Можно обратить внимание ребенка на плохие качества его товарищей?
- Осуждать вообще никого не нужно. Просто предложить сыну или дочери какое-либо занятие, которое могло бы увести их, отвлечь от привязанности к вредному товариществу.
- Ребенок стремится быть первым. Это воспринимается как положительное качество?
- Ни перед кем не нужно себя утверждать. Во всем должно быть отсутствие азарта. Если ребенок достиг успеха - не следует говорить, что он лучше всех. Должны быть другие характеристики: хорошо или плохо он сделал, полезно это или не полезно. Он должен понимать, что любое дело нужно делать хорошо. А успехи его и неуспехи надо соотносить с его возможностями. Иногда даже "тройки" получает, но он старается, лучше не может. Для него это успех. А для некоторых "четверка" - не успех, а лень. Святитель Феофан Затворник говорит, что оценивать ребенка нужно не по учебным успехам, а по благочестию, по старанию, по духовным дарованиям, которыми ребенок обладает. Почему-то у нас привыкли оценивать по количеству знаний, по оценкам, а что при этом в душе творится, каков нравственный облик ребенка - этого не замечают. Душевный ли ребенок, смирный, покладистый, любвеобильный -вот это самый главный успех воспитания, школьного и семейного. А все остальное приложится, все остальное - это таланты, которые кому пять, кому - два, кому - один. По ним оценивать особенно не нужно. Это не твое достижение, это Господь дал.
- Родители часто отдают ребенка в детский садик, считая, что это важно для его развития, необходимо для приобретения навыков общения.
- А получается наоборот. Ребенок впитывает все, как губка. Большое количество детей, и все свои познания они приносят в группу. Но ведь не все впитывают хорошее. На детской площадке - модель мира: кто-то строит домики, кто-то их бомбит и топчет. Чему он там научится? Если есть возможность осуществить семейное воспитание, то ребенка, конечно, лучше растить дома.
|
|
- Но будет ли он готов к общению с другими людьми?
- А мы разве с ним не общаемся? В семье происходит общение с образованными, духовными людьми. Какое ему другое общение нужно? Друг у друга игрушки отнимать и драться? В Псалтири сказано, что "с преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься" (Пс. 17, 27). А дети быстро усваивают новое, и новые, не всегда полезные, слова, привычки для них бывают интересны.
- Приветствовать ли, когда дети приводят друзей в дом? Сейчас традиция, что дети общаются в подъездах или на улице.
- Именно друзей приводить можно, а не кого угодно. Сейчас дети дружить-то не умеют. Они другом называют первого встречного. А это же не друзья, это часто расхитители: они или соблазнят ребенка, или в дом принесут какую-то другую традицию. На самом деле дом - не проходной двор. Ребенок это должен понимать. Это уже плохой симптом, если он со всеми подряд водится всех подряд в дом ведет. Значит, что-то не сумели ему объяснить. А общение в подъезде - это не традиция, это наша беда. На улице и в подъезде наши дети - как овцы без пастыря, которые рано или поздно попадутся волку.
- Стало принято насмехаться над учителями, над сверстниками, так ли это безобидно, как кажется на первый взгляд?
- Насмешка, скепсис - это беда нашего времени, которая имеет серьезные последствия, потому что они сеют сомнения. А сомнения имеют разрушительную силу. Это дело сатанинское. В Евангелии описывается, как апостол Петр пошел навстречу Христу по воде, на мгновение усомнился - и стал тонуть. Сомнение порождает маловерие, недоверие, поэтому насмешек, сомнений надо избегать.