Глава 3. Таможенная стоимость товаров и методы ее исчисления

Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости

Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров

Способы исчисления таможенной стоимости товаров

Рис.3.1. Классификация методов исчисления таможенной стоимости товаров, применяемая ФТС России.

Глава 5. ТАМОЖЕННЫЕ БАРЬЕРЫ И ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ. УНИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ

Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI – XX вв.

Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Создание Всемирной торговой организации (ВТО). Проблемы вхождения России в ВТО.

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Практика возведения таможенных барьеров во внешнеэкономических отношениях привела в XX в. к существенному осложнению международной торговли. Помимо мер таможенного тарифного регулирования стали повсеместно применяться инструменты квотирования и лицензирования. Под предлогом борьбы с ввозом и вывозом контрафактной продукции многие страны ввели в таможенную практику механизмы сертификации и технические ограничения. Это означало, что продукция, поступавшая на внутренний рынок извне, должна была соответствовать определенным стандартам и техническим условиям, применяемым на территории данного государства. Если подобные условия не выполнялись, ввоз продукции на таможенную территорию страны не допускался. Например, если минеральная вода разливается заводом-изготовителем в емкости по 0,5 л, а в правилах указывается объем тары в 0,4 л, то импорт данной продукции запрещался. Такой порядок получил название технических ограничений.

Со второй половины XX в. стала набирать силу ограничительная практика по экологическим соображениям. Например, если автомобиль имел ненадлежащие параметры по содержанию выхлопных газов, его импорт либо запрещался вовсе, либо обременялся высокими таможенными пошлинами.

Политика сдерживания социалистических стран привела к созданию специального внешнеторгового органа - Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ), который начал действовать с 1 января 1950 г. В состав КОКОМ вошли страны НАТО - США, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург (исключая Исландию). В начале 1950 г. к ним присоединились Норвегия, Дания, Канада и ФРГ, в 1952 г. - Португалия, в 1953 г. - Япония, Греция и Турция, в 1989 г. - Австралия.

В целях урегулирования внешнеэкономических и таможенных противоречий в 1950 г. была образована Всемирная таможенная организация (ВТО) (англ. World Customs Organizations) — межправительственная организация по вопросам таможни. Тогда же в Брюсселе были подписаны три конвенции — Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28 июля 1953 года и 11 сентября 1959 года. Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.

Стремясь снизить трансакционные издержки, связанные с различными
таможенными законодательствами и правилами внешней торговли, европейские
страны образовали в 1957 г. экономическое сообщество (ЕЭС), одной из главных задач которого стала ликвидация торговых барьеров между странами Западной Европы.

Параллельно с унификацией таможенных тарифов и внешнеторгового законодательства странами европейского экономического сообщества велась работа по созданию общей валюты, которая бы устраняла трансакционные издержки, связанные с обменом и хождением множества национальных валют. Итогом длительных переговоров стала сначала безналичная валютная единица ЭКЮ (ЕСU - Еurореап Сuггепсу Unit), а затем, с 1999 г. - евро, заменившая целый ряд национальных денежных единиц.

С распадом в 1991 г. СССР и формированием на его основе Содружества независимых государств (СНГ), перед бывшими союзными республиками остро встал вопрос о восстановлении на новой базе производственных и торговых связей, создания партнерских отношений на принципах взаимной выгоды. По предложению России и ряда других стран СНГ стали прорабатываться и воплощаться в жизнь вопросы создания единого экономического пространства (ЕЭП) и образования таможенных союзов.

Концепция создания Единого экономического пространства стран СНГ заключается в следующем:

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

• Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: