Для успешного выполнения своих функций управляющая система должна быть определенным образом построена, иначе говоря, упорядочены все ее элементы и связаны в единое целое. Расположение и соподчиненность элементов любой системы называется ее структурой. Под структурой управления предприятием понимается совокупность звеньев и отдельных работников аппарата управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали.
Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления, штатном расписании, положениях о звеньях, должностных инструкциях. В схеме управления отражается состав структурных звеньев, их подчиненность и внутренние связи.
Структура управления всегда имеет ступени и звенья. Ступень — это определенный вертикальный уровень в структуре (например, первая ступень — руководство бригадой, вторая — руководство подразделением (цехом), третья — руководство хозяйством). Звено — это группа специалистов, отдел, служба, находящаяся на определенной ступени, то есть элемент горизонтальной структуры.
|
|
Классификация структур управления производится по двум признакам: по количеству ступеней и характеру организации производства. Различают 2-, 3-, 4-ступенчатые структуры предприятий. По организации производства принято выделять три основных типа: отраслевую (цеховую), многоотраслевую (отделенческую) и комбинированную (смешанную).
Наукой и практикой были выработаны принципы рационального построения структуры управления предприятия:
соответствие этой структуры целям управления и конкретным условиям работы коллектива;
ее соответствие организационной структуре предприятия;
обеспечение на всех уровнях управления единоначалия и персональной ответственности за порученное дело;
специализация отделов и служб хозяйства, четкое распределение управленческих функций по ступеням и звеньям;
соблюдение норм управляемости (каждый руководитель должен иметь ограниченное количество подчиненных);
количество ступеней управления должно быть минимальным;
оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления;
создание и использование программно-целевых структур управления;
обеспечение оперативной внутренней связи и надежных каналов информации;
гибкость, способность реагировать на спрос и потребности рынка, своевременно реорганизовываться;
надежность, оперативность и экономичность структуры управления.
Общие правовые основы организации управления определены в ГК РФ, а также в законах «Об акционерных обществах». «О сельскохозяйственной кооперации» и др. Эти нормативные акты должны обязательно учитываться при любой перестройке структур управления.
|
|
Идеальной, пригодной для любых условий структуры управления не существует. Для каждого предприятия она уникальна и определяется многими факторами (организационноправовая форма предприятия, квалификация кадров, условия хозяйствования и т. д.).
Рыночная экономика вносит ряд новых требований:
деятельность аппарата управления должна ориентироваться на рынок, на потребителя; усиливаются звенья, позволяющие обеспечить это (служба маркетинга, финансово-расчетный центр, программно-целевые структуры и др.);
идет процесс передачи многих функций по производству и реализации продукции первичным трудовым коллективам, уменьшается численность общехозяйственного аппарата управления, изменяется структура и стиль его работы;
количественный состав производственных подразделений в растениеводстве должен быть небольшим (10—12 человек), и выполнять основную часть работы собственными силами. За коллективом закрепляется либо севооборот, либо набор культур, отвечающих определенным агротехническим и организационно-экономическим требованиям;
формирование общехозяйственных структур осуществляется по принципу «снизу вверх». Первичные товаропроизводители определяют, какой им нужен аппарат управления, его структуру и численность, а вышестоящие звенья становятся исполнителями их воли;
управляющие структуры создаются на строго добровольной основе; они не носят жесткий характер, а представляют собой гибкую систему, которая изменяется, приспосабливаясь к меняющимся экономическим и социальным интересам, потребностям рынка;
структура управления становится максимально упрощенной, 1—2-звенной типа «работник-собственник — общее собрание работников-собственников»;
преобладающими становятся экономические методы управления.
В целях большей адаптивности к рыночным отношениям на базе традиционных структур управления (отраслевая, территориальная, смешанная) создаются программно-целевые структуры, ориентированные на конкретные запросы рынка или группы обслуживаемых потребителей, на реализацию тех или иных проектов (дивизиональная, матричная структуры и т. п.). Наилучшая структура — та, которая позволяет предприятию эффективно взаимодействовать с внешней и внутренней средой, продуктивно и целесообразно использовать усилия работников управления для достижения поставленных целей.
Работа по совершенствованию структуры управления — сложная и кропотливая, она требует от руководителей и специалистов хозяйства последовательности и настойчивости в реализации поставленной цели, так как нередко связана с изменением сложившихся отношений между работниками управления, традиционных подходов к решению хозяйственных и социальных вопросов.