1. Основной общественный закон — развитие производительных сил определяет развитие общественных отношений.
При этом если человек - подсистема общества, значит, нельзя улучшить человека, качественно не усовершенствовав общественную систему. Но существует и обратное воздействие базиса на надстройку: идеи становятся материальной силой. Таким образом, воспитание — фактор развития и человека и общества. При этом все люди должны иметь равные стартовые возможности для своего всестороннего развития, а значит, всем необходимо современное базовое образование.
2. Максимальное развитие способностей человека происходит в творческой деятельности.
Если личность — натура творческая, ей нужен максимум свободы и культуры. При этом если каждый — неповторимая индивидуальность, надо превратить школу и вузы в центры выявления и развития талантов, дарований и способностей.
3. Если общество непрерывно развивается, то воспитание должно вести к самовоспитанию, образование
— формировать культуру самообразования, потребность учиться всю жизнь.
|
|
4. Чтобы человек мог стать лучше, он должен иметь возможности для роста:
Материальные ценности,
Жилье,
Одежду,
Питание, но главное —
свободное время, которое, по Марксу, есть пространство для всестороннего развития личности.
Нетрудно заметить, что перестройка решает именно эти задачи, следовательно, она несет в себе огромный педагогический потенциал, который каждому из нас надо использовать для создания и развития своего «я».
Итак, перестройка — это изменение человека, его духовного мира и тех отношений с обществом, в которые он оказывается включенным. Молодому человеку следует усвоить
Педагогические аксиомы перестройки.