Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

Рыночное регулирование экономики

Краткие выводы по теме

1. Механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров и услуг, называется рынком.

2. Важнейшими регуляторами в рыночной экономике являются спрос и предложение. Спрос определяется количеством товаров или услуг, которое может быть куплено на рынке за данную цену в определенный отрезок времени. Предложение — это объем товаров и услуг, вы­ставленных на продажу для удовлетворения спроса.

3. Спрос и предложение неразрывно связаны с ценой товара. Потребители обычно поку­пают больше товара по низкой цене, чем по высокой. Данная связь отражает закон спроса. Производители, при прочих равных условиях, предлагают к продаже больше товара по высо­кой цене, чем по низкой. Это — закон предложения. Взаимодействие спроса и предложения изменяет цену товара до того момента, пока не совпадут величина спроса и предложения. Это — цена рыночного равновесия.

4. Такие взаимосвязи спроса, предложения, цены возможны в условиях конкуренции производителей товаров и услуг. Экономисты используют понятие «совершенная конкурен­ция», подразумевая под ней такое состояние рынка, когда ни одно предприятие не может в одиночку изменить условия формирования рыночного равновесия. Необходимы определенные условия для складывания именно такой конкуренции. При их отсутствии возникают рынки несовершенной конкуренции, ситуации монополизации рынка.

5. Конкуренция в условиях рынка требует поиска нестандартных решений, расчета возмож­ных доходов, потерь и рисков. Эти умения необходимы прежде всего в предпринимательской дея­тельности. Такой деятельностью могут заниматься как отдельные лица, так и объединения — предприятия. Эти предприятия могут обретать различные организационно-правовые формы.

Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1. Проведите небольшое исследование. Предложите одноклассникам около десяти вариантов цен на любой ходовой товар (мороженое, компакт-диски, мобильные телефоны и т.п.). Ус­тановите, сколько ребят готовы купить этот товар по каждому из вариантов цены. По­стройте кривую спроса. Подтверждается ли закон спроса?

2. Изучите приведенную ниже таблицу

Показатели Чистая конкуренция Монополисти­ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм Очень большое Много Несколько Одна
Контроль за ценой Отсутствует В узких рамках Возможен при тайном сговоре Значительный
Условия вступ­ления в отрасль Препятствий нет Сравнительно легкие Есть существенные препятствия Блокировано
Тип продукции Стандартизиро­ванный Дифференциро­ванный Дифференциро­ванный Уникальный

Адаптировано по: Макконнелл К., Брю С. «Экономикс». М., 1995.

3. Стандартизированной считается однородная продукция. Иными словами, фирмы про­изводят полностью аналогичную продукцию. Уникальным выступает тот продукт или ус­луга, у которых нет хороших или близких заменителей. Дифференцированной является продукция, имеющая свои разновидности.

С учетом данных, представленных в таблице, проанализируйте приведенные ниже си­туации. О каком рынке с точки зрения развития конкуренции может идти речь в каждом отдельном случае.

А. Множество фермерских хозяйств поставляют на рынок пшеницу одного сорта.

Б. Алмазной кампании принадлежит 85% поставок обработанных алмазов на рынок.

В. На рынке фармацевтической продукции работает несколько крупных фирм, основной продукцией которых является аспирин. Одна из них производит наиболее чистый продукт, другая — заботится об удобной упаковке.

4. Прочитайте извлечения из Гражданского кодекса РФ, касающиеся правового статуса предприятий различных видов.

Статья 87. 1. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежден­ное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с огра­ниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, свя­занных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.<...>

Статья 90. 1. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью со­ставляется из стоимости вкладов его участников...

Статья 91. 1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью являет­ся общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников...

Статья 92. 1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизо­вано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. 2. Об­щество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. <...>

Статья 94. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в устав­ном капитале общества. <...>

Статья 96. 1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (ак­ционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятель­ностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. <...>

Статья 102. 1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капита­ла акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов. 2. Акцио­нерное общество вправе выпускать облигации только после полной оплаты уставного капитала...

Статья 103. 1. Высшим органом управления акционерным обществом является об­щее собрание его акционеров. 2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти созда­ется совет директоров (наблюдательный совет).

Статья 104. 1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвиди­ровано добровольно по решению общего собрания акционеров. 2. Акционерное общест­во вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в произ­водственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом. <...>

Статья 107. 1. Производственным кооперативом (артелью) признается доброволь­ное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности..., основанной на их личном трудовом и ином участии и объе­динении его членами имущественных паевых взносов... 2. Члены производственного коо­ператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность...

Статья 108. 1. Учредительным документом производственного кооператива являет­ся его устав, утверждаемый общим собранием его членов. 3. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Статья 109. 1. Имущество, находящееся в собственности производственного коопе­ратива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. 3. Кооператив не вправе выпускать акции. 4. Прибыль кооператива распределяется между его членами в

соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и ус­тавом кооператива.

Статья 110. 1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.

Статья 112. 1. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизо­ван или ликвидирован по решению общего собрания его членов. 2. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйствен­ное товарищество или общество.

Сопоставьте признаки, присущие этим видам предприятий. Заполните сравнительную таблицу.

Линии сравнения Общество с ограниченной ответственностью Акционерное общество Производственный кооператив
Ответственность по обязательствам      
Органы управления      
Реорганизация и ликвидация      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: