Мир идей можно сравнить с таблицей умножения, которую
мы тоже не видим и не слышим, но которой пользуемся при
расчетах, когда, например, строим дом и т.д. Идеи есть как бы
реально существующие вне нас отпечатки наших понятий, но
Платон, наоборот, именно понятия, возникающие в мозгу человека,
считал отпечатками мира идей, который представлялся ему более
реальным, чем мир, подвластный нашим чувствам. Платон
сравнивал людей, живущих на Земле, с обитателями пещеры,
которым видны через отверстие, ведущее наружу, лишь тени
проходящих по поверхности существ.
В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и
каждая идея представляет собой вечный образец того, что
производит природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как
отношение отца и матери, а возникающее от этого брака детище
есть любая реальная вещь»1. Каждая идея представляет собой
идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле. Для
того чтобы лучше понять связь между идеей и идеалом,
|
|
представим круг. Каждый реально изображенный круг есть большее или
=======================================================
Лосев A.A. Античная философия истории. — С. 199.
=======================================================
Стр 46
меньшее приближение к некоему одному, существующему в
нашем воображении идеально круглому кругу, который и есть его
идея. Платон соглашается с Гераклитом, что в нашем мире все
течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги.
Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем
материале предшествовавшей философии. Помимо взглядов
Гераклита и Сократа он использовал представление Демокрита о
том, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц —
атомов (Демокрит обозначал их также словом «идея»); учение
Пифагора о том, что в основе вещей лежат числа; учение
Анаксагора о гомеомериях (идеи подобны вещам, хотя нечувственны и
идеальны в том смысле, что являются «образцами» вещей). Тем
самым Платон осуществил глубокий и всесторонний синтез
древнегреческой философии.
Мир идей нужен был Платону для обоснования возможности
познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется»
(Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти в
одну и ту же реку). Платон соединил диалектику Гераклита с
понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита. Выделив
чувственный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство
становления, а второму — подлинного существования. «Прежде
всего, по моему мнению, надо различать: что всегда существует и
никогда не становится и что всегда становится и никогда не
существует»1. Платон сделал это, чтобы решить спор между
|
|
Гераклитом и Парменидом без отрицания одной из реальностей —
путем построения иерархии, в которой один мир —
умопостигаемый — предстал более истинным и первичным, а второй —
произведением первого. Получилась стройная система, первая в
истории философии. Аналог чувственного и умопостигаемого —
соответственно люди и боги. Первые смертны и изменчивы, вторые
неизменны и вечны. Очевидны параллели Платона и индийской
мудрости. Мир идей, как и Единое древних индийцев, не только
потусторонен, но представляет собой — как мир идеальных
образцов — совершенную реальность.
Синтез Платона показал, что предшествующие философы не
только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем
некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах
рождается истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые
вдохновлены именно поисками истины как высшего блага, а не
стремлением одержать победу над противником и прославиться.
Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон
объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым
мыслям — ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и
содержатся в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец,
=================================================
Платон. Тимей. — 27 (любое изд.).
===================================================
Стр 47
есть еще одна причина, вызывающая необходимость мира идей.|
Платоновское учение характеризует страстное влечение к
идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и
стремление сделать действительность насколько возможно полным
отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью,
пытаясь создать идеальное государство).
Душа
Души, по Платону, до соединения с телом человека
созерцают вечные идеи. Они обрекаются на существование на 10 000 лет и
после смерти тела каждый раз попадают в Аид, ведя там жизнь,
зависящую от поведения человека на земле. Этим же определяется
и то, в кого она снова воплотится. «Кто предавался чревоугодию,
беспутству и пьянству... перейдет, вероятно, в породу ослов или
иных подобных животных»1. Это происходит на тысячном году
пребывания души в потустороннем мире, и, таким образом, общее
количество воплощений души, по Платону, равно 10. Учение о
переселении душ известно нам по философии Древней Индии, а
к Платону оно попало от пифагорейцев.
Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о
своем пребывании в нем, и благодаря этому идеи становятся
доступны человеку. Представление о знании как воспоминании
конкретизирует сократовский метод майовтики. Прежде чем истина
появится на свет, она уже существует в душе, и остается только
помочь ей «родиться».
Мысли Платона могут показаться нынешнему читателю
необычными, однако безотносительно к представлению о душе
наличие врожденного знания (существующего в виде инстинкта)
подтверждает современная генетика.
Душа, по Платону, состоит из разумной, страстной и
вожделенной частей. Она подобна колеснице, управляемой возничим —
разумом и запряженной двумя крылатыми конями — страстью и
вожделением. Государство также должно состоять из трех частей:
классов правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Трем
частям души и трем классам общества — каждому присуща своя
из трех добродетелей: мудрость, мужество и умеренность.
Гармонию всех трех устанавливает четвертая добродетель —
справедливость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве — это
единство и гармония, а наибольшее зло — раздор.
В своих этических воззрениях Платон исходил из
предположения Сократа, что добродетель как положительное нравственное
качество и знание тождественны и, чтобы правильно вести себя,
|
|
достаточно знать, что хорошо и что плохо. Считая, вслед за Со-
======================================================
Платон. Федон. — 81, е.
========================================================
Стр 48
кратом, что высшая добродетель — мудрость, Платон ставит
рядом и другие добродетели и дает классификацию четырех
основных добродетелей, которые он нашел в народном сознании. Вводя
добродетели, относящиеся к сфере чувств, Платон обогащает этику
Мотивами поведения человека, но еще ограничивает себя по
методам нравственного совершенствования, замыкаясь в сфере
разума. Впоследствии Аристотель разовьет эти мысли.
Платон представлял главную линию учеников Сократа, и он
существенно расширил и обосновал основные положения
философии своего учителя. Но от Сократа берут начало и школы
(прежде всего этические), которые развивали какое-либо одно
из положений учителя, часто абсолютизируя и доводя его до
абсурда. Одна из проблем, которую пытались решить эти школы, —
проблема счастья. В чем оно? Удовольствие не может иметь
абсолютной ценности, так как рождает все новые желания — и так
до бесконечности. Стремление к удовольствиям должно
подчиняться разуму и добродетели. Платон дает такую формулу счастья:
гармония знания и наслаждения по правилам меры, истины и
красоты.