Эластичность спроса и предложения

Известно, что спрос на товар и его предложение зависит от цены и неценовых факторов. Однако необходимо знать, и как в количественном отношении изменяются спрос и предложение под воздействием указанных факторов. Эта задача решается при помощи понятий эластичности спроса и предложения.

Эластичность это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене, или ценовая элас­тичность спроса, представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, и влияющих на спрос. Она измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене.

Рассмотрим более подробно этот показатель. Если Q — это количество спрашиваемого товара, а Р — его цена, то коэф­фициент эластичности спроса по цене равен:

где Еd - коэффициент эластичности спроса по цене;

% ∆Q, — процентное изменение количества требуемого товара;

%∆Р— процентное изменение цены.

Процентное изменение переменной равно абсолют­ному изменению переменной, деленному на первоначальное значение переменной, и умноженному на 100%:

Точно так же

Коэффициент эластичности спроса по цене обычно представляет собой отрицательную величину, так как кривая спроса показывает обратную зависимость спроса от цены (если числитель положитель­ный, то знаменатель отрицательный, и наоборот). Но экономисты всего мира игнорируют отрицательный знак коэффициента эластичности и показывают только его абсолютную величину. Однако коэффи­циент эластичности спроса по цене может быть и положительным. Это бывает в следующих случаях:

1. Для таких товаров, как соль, спички, хлеб и т. д. увеличение цены не приводит к снижению спроса (цены на эти товары должны находиться под контролем государства).

2. Когда рынки заполнены товарами, потребность в которых на­сыщена. Тогда небольшое снижение цены не приведет к увеличению спроса (он может даже уменьшиться).

3. На рынках ряда продовольственных товаров (например, карто­фель, макароны). Если уровень экономического развития страны очень низок, то основная масса населения тратит на их приобретение большую часть доходов. В случае общего повышения цен спрос на эти товары еще более возрастает. В мировой экономической литера­туре это явление получило название эффекта Гиффена.

4. В случае безудержной инфляции, когда повышение цен спо­собствует ажиотажному росту спроса.

Спрос называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности больше 1). Например, уменьшение цены на апельсины на 33% привело к увеличению спроса на них на 50% (Еd = 1,5), т. е. спрос на апельсины эластичен по цене. Если спрос эласти­чен по цене, то ее снижение приводит к увеличению общей выручки за счет увеличения объема продаж (рис. 4).

При первоначальной цене (Р1) общая выручка (произведение цены Р1 и количества товара (Q1) равна площади прямоугольника P1FQ10. Если цена снизится до Р2, то спрос увеличится до Q2. Общая выручка при этом будет равна площади прямоугольника Р2BQ20, что, очевидно, больше, чем перво­начальная выручка. Следовательно, если спрос эластичен по цене, то предпринимателю выгодно снижать цены.

Спрос называется неэластичным по цене, если данное процент­ное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению спро­са (коэффициент эластичности меньше 1). Например, цена на товар увеличилась на 3%, а спрос при этом уменьшился только на 1% d = 0,3), т. е. спрос на данный товар неэластичен по цене.

Рис. 4 Изменение выручки при эластичном спросе.

Если спрос неэластичен по цене, то уменьшение цены приводит к уменьшению пищей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, оказывается больше прироста выручки за счет расширения объема про­даж. Предпринимателю в этом случае не выгодно снижать цену.

Спрос имеет единичную эластичность, если процентное изме­нение цены ведет точно к такому же процентному изменению спро­са. Коэффициент эластичности спроса по цене здесь равен 1. В слу­чае единичной эластичности изменение цены не приводит к изменению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, будет равна приросту выручки за счет расширения объема продаж.

Спрос также может быть совершенно неэластичным и совершен­но эластичным. В первом случае покупатели абсолютно никак не реагируют на изменение цены (рис.4 - D)

Рис. 4 Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

Примером совершенно неэластичного спроса может быть спрос на жизненно необходимые лекарства. Во втором случае покупатели по данной цене приобретут любое количество товара, а если цена по­высится, то не приобретут ничего (рис. 4 D1). С совершенно эластичным спросом сталкивается небольшая конкурентная фирма на большом рынке. Если такая фирма назначит более высокую цену, то она потеряет всех покупателей.

Ценовая эластичность предложения, или элас­тичность предложения по цене, показывает чув­ствительность предложения к изменению рыноч­ной цены. Она представляет собой процентное из­менение величины предложения товара, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, вли­яющих на предложение. Ценовая эластичность предложения измеря­ется коэффициентом эластичности предложения по цене:

где Еs коэффициент эластичности предложения по цене;

%∆Q — процент­ное изменение количества предлагаемого товара;

%Р — процентное изме­нение цены.

Предложение называется эластичным по цене, если данное про­центное изменение цены ведет к большему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь больше 1 (рис.5 – S1).

Рис. 5 Эластичность предложения Рис. 6 Крайние случаи эластичности

предложения.

Предложение называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному измене­нию предложения. Коэффициент эластичности здесь меньше 1 (рис.5 – S2).

Предложение имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене здесь равен 1 (рис.5 – S3).

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения — совершенно эластичное (кривая S1, на рис 6 Еs равен бесконечности) и абсолютно неэластичное (кривая S2 на рис. 6, Es= 0).

Примером абсолютно эластичного предложения может служить кривая предложения труда на совершенно конкурентном рынке тру­да, а примером абсолютно неэластичного предложения — кривая предложения земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: