Целью является воспитание всесторонне развитой и социальной зрелой личности каждого школьника.
Большинство ошибок и заблуждений учителей происходит потому, что они не понимают, не осознают главную цель обучения и подменяют ее другой, второстепенной. Бывает и так, что основная цель понимается учителем, но она лишь декларируется, представляется как некий идеал. Необходимыми условиями научно обоснованной деятельности учителя являются уяснение им главной цели обучения, умение выстроить в соответствии с ней иерархию других целей, выбрать адекватные средства их осуществления.
Принципы развивающего обучения по Л.М. Фридману:
Принцип самостоятельности учащихся в учебном процессе. Они определяет мотивационно-потребностную сферу учения. Это предполагает такую организацию обучения, при которой цели обучения, задаваемые извне, становились бы собственными, личными целями учащихся.
Принцип саморганизации. Учитель не учит, а помогает учащимся учится.
Принцип развития: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; развитие потребности в преодолении посильных познавательных трудностей; ориентация на зону ближайшего развития; овладение новыми способами действий, умениями, навыками; формирование социальной зрелости каждого ученика.
|
|
Принцип коллективизма. Ведущая форма учебного процесса – групповая, коллективная.
Принцип ролевого участия. В процессе групповых форм работы каждый учащийся попеременно выступает и ведущим и подчиненным.
Принцип ответственности важен с точки зрения развития социальной зрелой личности учащихся.
Принцип психологического обеспечения предполагает эмоциональное удовлетворение каждого ученика и тем самым развитие мотивации учения.
Л.М. Фридман сформулировал требования к контрольно-оценочной деятельности. По его мнению, учет результатов текущего и итогового контроляя и оценка работы учащихся ведутся самими школьниками. Задача учителя состоит в том, чтобы осуществлять систематический диагностический контроль за формированием у учащихся учебных умений и психических процессов, развитием их способностей, интересов и склонностей, социальным становлением и образованием у них наиболее значимых личностных качеств.
Вся контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя должна проводиться так, чтобы у каждого ученика воспитать чувство личной ответственности за результаты учения, поведения, работу всей группы и всего класса и обеспечить каждому эмоциональное благополучие в классе.
Концепция Н.Н. Поспелова. Целью является формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация), выступающих условием и средством организации развивающего обучения.
|
|
Формирование любой мыслительной операции проходит несколько стадий:
- стихийную, в ходе которой ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;
- полустихийную, когда ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не понимает существа этой операции;
- сознательную, когда ученик сознательно использует правила мыслительной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы.
Формирование мыслительных операций рассмотрим на примере сравнения, которое является частным проявлением операций анализа и синтеза.
Первый этап. Осознание смысла сравнения, т.е. выделять существенные и в то же время соответствующие признаки.
Второй этап. Усвоение последовательности шагов сравнения:
можно ли объекты сравнивать;
определение основы для сравнения;
анализ первого объекта и выделение его признаков;
анализ второго объекта и выделение сходных признаков;
установление наиболее существенных;
установление зависимостей между объектами;
формулировка выводов.
Третий этап. Самостоятельное сравнение учащимися объектов на основе усвоенных правил. Выработка умений доказывать правомерность своих действий.
Четвертый этап. Многократное применение сравнения в новых условиях и ситуациях.
Пятый этап. Перенос операции сравнения в другие ситуации и в другие области знания. Учащиеся пытаются «найти» свои способы сравнения, вырабатываю свои правила.
По мнению Н.Н. Поспелова, невозможно одновременно и параллельно обучать всем мыслительным операциям. При этом необходимо иметь в виду, что, действуя только по заданным алгоритмам, ученик оказывается ограниченным в развитии самостоятельности, гибкости и продуктивности мышления. Однако такое ограничение снимается при условии вовлечения учащихся в «создание» этих алгоритмов (правил), в обоснование как собственных, так и уже готовых решений, в анализ ошибок.