Августин Блаженный и Фома Аквинский

Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

План:

1. Основные идеи средневековой философии.

2. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

3. Проблема соотношения общего и отдельного.

4. Основные особенности эпохи Возрождения.

5. Социальные теории и Реформация.

Основные идеи средневековой философии.

Средневековая европейская философия охватывает временной отрезок примерно в тысячу лет: с 4 до примерно 14 в. Главной особенностью средневековой философии является ее тесная связь с христианским религиозным мировоззрением и поэтому она была религиозной.

Основные идеи средневековой философии:

1. Теоцентризм (от греч. Theos - Бог) - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений.

2. Моноцентризм - Бог един, а не множествен.

3. Креационизм (от лат. сreatio - создавать) - учение о сотворении мира Богом из ничего.

4. Провиденциализм (от лат. providentio – предвидение, предзнание) предполагает, что событие совершается по воле бога, предопределено им.

5. Средневековый антропоцентризм (от греч. аnthropos-человек): человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали в античности, а тремя. К первым двум добавляется «дух» (духовность) – причастность к божественному посредством веры. Суть человека - вера, надежда, любовь, «но любовь из них больше» (апостол Павел). Быть человеком - значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.

6. Концепция линейного времени. Идея историзма.

Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Первоначальная фаза (4-8 вв.) христианской философии - период патристики (от лат. pater - отец) - общее название литературы, написанной отцами церкви, защищавшими христианство от «язычников», евреев, государственной власти и античной философии. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин, или Августин Блаженный (354-430). Его мировоззрение было теоцентрическим. Бог - высшая сущность, единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, первопричина любого существования и всех изменений в мире. Человек ничего не может изменить в своей судьбе.

Августин признавал превосходство человеческой души над телом. Душа есть только у человека, душа, а не тело познает Бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Августин так же обосновал концепцию «Теодицеи» (оправдания Бога): Бог творит только добро. Зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.

По Августину, чувственное познание не может нас привести к истине. Человек воспринимает божественные идеи. Отсюда Бог является наиважнейшим предметом познания и в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. В проблеме о соотношения веры и разума Августин провозгласил формулу «верю, чтобы понимать». Вера предшествовала пониманию. Истину о Боге может познать не разум, а вера.

Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории. Все происходящее в мире определяется борьбой двух царств - Царства Божьего и Царства земного. В первом царстве обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором - те, которые забывают о Боге. Августин подверг критике в обществе все, что связано с земным царством. Смысл и предназначение истории - победа христианства во всемирном масштабе. Этот тезис фактически обосновывал линейную концепцию времени (прогресс) как преодоление его циклического понимания в период античности.

Этап средневековой философии от VIII до XIV-XV столетий называют эпохой схоластики (от lat. schola - школа). Задачей философии было поиск рациональных путей доказательства всего того, что провозглашала вера. Философия стала «служанкой теологии». Метод схоластической философии - не в поиске истины, которая якобы уже дана в откровении, а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225-1274).

Главная заслуга томизма (от lat. Thomas - Фома) - разработка проблемы соотношения веры и разума в познании. В период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Фома создал учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума: и вера, и разум не исключают, а дополняют друг друга.

Однако вера принимает истину, прежде всего истину о существовании Бога-творца, разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже таких истин, как бытие Бога, таинств христианской веры (например, триединство, воскресение и т. д.). Хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все.

Истины сверхъестественные, такие, как божественное откровение, благая весть содержатся только в вере. Поэтому вера выше разума. Тем не менее, Фома Аквинский по сути оправдывает разум (разум подкрепляет веру), отмечая, что у неграмотного и дремучего человека и вера неистинная, ненастоящая. Особое внимание Фома Аквинский уделял рациональным доказательствам существования Бога.

Главный труд Фомы «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимно связаны друг с другом:

1. Мир есть движение, каждая вещь имеет свой источник движения, но эта цепь не может быть бесконечной. Первопричина движения - Бог.

2. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная, начальная первопричина - Бог.

3. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность, которой подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость - Бог. Творец законов - Бог.

4. В мире наличествуют разные степени совершенства. Должна существовать наивысшая степень совершенства. Образец, мерило совершенства - Бог.

5. Мир целесообразен, исполнен глубинного смысла. Все в мире имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи и цели. Таким источником может быть только Бог.

Согласно томистской этике, предпосылкой нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Смысл жизни видится им в счастье, которое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание и созерцание Бога.

Проблема соотношения общего и отдельного.

Активное обсуждение в средневековой философии предельно широкой категории-бытия Бога, вывело на проблему соотношения общих, абстрактных понятий - универсалий, и единичных вещей: «Что такое общее? Это только слово, термин? Или же общее существует реально, само по себе?» Номиналисты (от лат. nomen - имя) - Иоанн Росцеллин, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, - считали, что истинны, значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи. Так, например, существуют отдельные белые вещи - кролик, сахар, простыня, но понятие «белизна» - лишь шевеление губ, сотрясение воздуха. Поэтому номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека.

Философы-реалисты (от лат. realis - реальный, действительный), в частности, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, напротив, считали, что реальны, первичны, наиболее значимы общие понятия - универсалии, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от понятий общих. Универсалии существуют всюду и везде. Цвет вообще выше отдельного цвета. Человечество выше человека. Святость выше отдельного святого.

Бог выше всякого отдельного существа.Позиция Фомы Аквинского, как и всей католической церкви, была обусловлена тем, что для господствующей философии исходным, базовым было общее, универсальное, предельно абстрактное понятие «Бог». Номинализм же, принижая значение универсалий, ставил под сомнение существование и роль Бога. Поэтому номиналисты жестоко преследовались католической церковью. Особую позицию в споре номинализма и реализма занимал Пьер Абеляр, утверждая, что универсалии существуют в вещах. Такую позицию назвали концептуализмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: