Социальные теории и Реформация

Новые социальные концепции основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский мыслитель, основатель теории политического реализма - государственной политики, свободной от религиозных и моральных ограничений. Правитель должен руководствоваться моралью силы, но не моралью религиозной при достижении политических целей, может быть жестоким, хитрым, коварным, беспощадным.

Утопический социализм XVI в. выдвигает идеалы социального равенства(точнее уравнительного положения людей). Английский гуманист Томас Мор (1479-1555) предлагает изменить общественные отношенияна основе общественной собственности, высокоорганизованного производства, целесообразного руководства, гарантирующих справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать. Итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639) призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Государственное устройство «Города Солнца» представляет собой идеализированную теократическую систему, в которой политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Произведения утопистов, в особенности Кампанеллы, противоречивы. С одной стороны, они выдвигают идеал социального равенства, с другой – провозглашают диктат государства над личностью.

«Реформация» - движение в европейских странах, критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение. В XVI веке это выразилось в формировании протестантизма. Реформация начинается с деятельности Мартина Лютера (1483-1546), выступившего против церкви как единственного посредника между Богом и человеком и против выдачи за деньги отпущений грехов (индульгенций)=> дело освобождения находится в руках каждого человека. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром». Однако, мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать и подчиняться ей.

В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие страны. В Швейцарии возникают цвинглианство и кальвинизм. Французский теолог Жан Кальвин (1509-1564). дополнил лютеровское учение. У Лютера любой человек предопределен в конечном счете к спасению. Кальвин же полагал, что еще до своего рождения человек определяется либо к спасению, либо к вечной погибели, и в течение земной жизни своего предопределения он не знает. Однако характер предопределения может быть с некоторой долей вероятности угадан по двум основным признакам. Первым является личная вера, о которой может судить лишь сам верующий, вторым – успех в мирских делах =>стремление к накоплению материальных благ, однако без их использования. Последняя особенность стала одним из факторов первоначального накопления капитала, ускорив этот процесс благодаря стремлению не тратить накопленное.

Итак, и Реформация, и Возрождение объективно преследовали одну цель - обоснование индивидуализма, автономности личности, означая поиск новых религиозно-философских оснований развития европейской культуры, которые были необходимы для перехода к новой индустриальной цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: