Правовое государство как гарант реализации идей современной правовой культуры
Правовая культура населения как элемент правовой безопасности Республики Беларусь
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь в числе основных целей государственной политики указывает на необходимость построения демократического социального правового государства, формирование гражданского общества, обеспечение эффективного функционирования политической системы государства, гражданского мира, национального согласия и социальной стабильности. Достижение поставленных целей невозможно без реализации принципа социальной справедливости и повышения правовой культуры граждан [19, с. 243].
Начало формирования правового государства Беларуси связано с принятием первой самостоятельной Конституции Республики Беларусь в 1994 году. Времени недостаточно для реализации идей правового государства в жизнь, но в этой области делаются соответствующие шаги.
Правовое государство — это результат деятельности человека. В процессе правовой деятельности человек творит правовую среду в обществе и государстве, а также развивает свое правосознание, в основе которого лежат прогрессивные правовые идеи, теории, взгляды, а также формирует в себе качество правомерной правовой активности.
Уровень правосознания может быть обыденным, эмпирическим, профессиональным, научно-теоретическим. Все зависит от того, к какой социальной группе принадлежит человек, какое образование он получил, кем работает. Таким образом, процесс носит двухсторонний характер. С одной стороны, создается структура правового государства, формируются его черты и признаки, а с другой - происходит становление и развитие правовой культуры личности в самом глубоком и положительном смысле этого слова.
В правовом государстве Конституцией Республики Беларусь провозглашен принцип верховенства права. На взгляд большинства ученых-юристов, для законопослушной личности следовало бы утверждать и реализовывать принцип верховенства закона. Именно закон должен быть для всех один. Как говорили древние философы, что закон суров, но он — закон. Что же касается утверждения, что верховенства права позволяет обеспечить справедливость законов, то это, скорее, имеет место в законотворческой деятельности, а не в повседневной жизни. Я бы сказала, верховенство права необходимо для подчинения самого государства и всех его органов указанному принципу, особенно в процессе законотворчества, а граждане должны строго и неукоснительно соблюдать закон.
Вторая характерная черта правового государства — разделение ветвей власти. Власть должна быть неделимой, целостной, суверенной. Власть должна быть единой, а вот функции должны быть разделены между соответствующими органами государственной власти.
Еще один момент следует отметить в формировании правового государства — это демократизм законотворчества и приоритет неотъемлемых права и свобод личности. К сожалению, законодатель в статье 2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь указывает на принцип приоритета общественных интересов. Конечно, такой приоритет при осуществлении гражданских прав может быть и уместен, но для того, чтобы личность действительно встала в центре формирования правовой культуры и в объективном, и в субъективном смысле слова ее права, свободы и обязанности (последнее обязательно так же, как и права) должны быть приоритетными. Без активной правовой деятельности личности никакого правового государства и никакой прогрессивной правовой культуры нет и быть не может. Скорее, можно пережить правовой нигилизм, как антипод правовой культуры, хотя, в некотором смысле, тоже результат правовой деятельности индивида [18, с. 345].
Неотъемлемыми элементами понятия правовая безопасность являются качество действующего законодательства, юридическое обеспечение безопасности, самозащищенность права и правовой системы, эффективность механизма правоприменения, а также высокая правовая культура граждан. Уровень правовой безопасности в современном белорусском обществе зависит от многих факторов, среди которых, наряду с несовершенством законодательства, его противоречивостью и нестабильностью, можно выделить как низкую правовую культуру власти, так и граждан с недостаточным уровнем правовой грамотности граждан.
Одним из основных подходов к определению современной правовой культуры является аксиологический — определение правовой культуры через систему норм и ценностей общества. Именно здесь прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества. Причина низкой правовой культуры современного общества — низкий уровень нравственности культуры, без повышения которого невозможно добиться состояния правокультурности.
Одной из актуальных проблем остается искоренение стереотипов пошлого (принижение роли человека, боязливое отношение к индивидуальной инициативе и предпринимательской деятельности) и формирование новой личности, осознающей свою свободу и социальную ответственность.
Под правовой культурой личности принято понимать субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности. Особое значение для государства и общества имеет профессиональная правовая культура, в которой сливаются воедино правовая компетентность и профессиональная этика. Актуальная проблема повышения профессиональной правовой культуры как настоящих, так и будущих специалистов в любых сферах, которые зачастую не имеют необходимых знаний в области прав человека и профессиональной деятельности, сохраняют мнение об их вторичности при решении тех или иных вопросов. Особо актуальна проблема правовой культуры у будущих юристов, поскольку именно через них значительное количество граждан республики будут получать правовую информацию, правовые знания и в конечном итоге — часть своей собственной правовой культуры [20, с. 35].
Формирование у будущих юристов мотивации развития своей правовой культуры и правовой культуры граждан, осознанию значимости правовых знаний для продуктивности профессиональной деятельности, ориентации в правовом поле и использованию правовых знаний в различных практических ситуациях профессиональной деятельности должно уделяться большее внимания, как на теоретических, так и на практических занятиях.
На основе изложенного многие авторы считают необходимым, при включении в новую концепцию национальной безопасности Республики Беларусь в качестве неотъемлемого элемента правовую безопасность, указать повышение правовой культуры населения республики в качестве жизненно важного интереса и факторы, создающего угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
Наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание — это наличие эффективного механизма регулирования с опорой на сложившуюся правовую культуру и законность. Нет системы организационно-правовых средств контроля и надзора за осуществление законов, нет развитого правового государства, правовой культуры и законности — такова непреложная истина процесса движения по пути прогресса.