Игра для ребенка — выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Из анкет ребят видно, что игра делает их более развитыми практически во всех видах деятельности: «позволяет ставить себя в обстоятельства, в которых не был...», «в игре человек учится вести себя...», «игра — дело, где проверяются твои знания, сила, ловкость, сноровка, где все делаешь с удовольствием».
Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников и просто подвижные игры в лесу, на поляне, во время купания поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшается количество отрицательных поступков со стороны детей.
Для того чтобы правильно организовать, «поставить» ИГРУ, у вожатого должна быть соответствующая подготовка и он всегда должен помнить, что такое игра. Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.
|
|
Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности Людей: в развлечении, отдыхе, развитии духовных и физических сил. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми.
Игра — полезное средство воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей.
Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Тем более что лагерь располагает всеми необходимыми условиями для организации и проведения подвижных игр - прекрасная природа, чистый воздух, большая территория.
Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры, двигательные действия мотивированы ее сюжетом, игры направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели.
Подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся.
Обращаем ваше внимание на то, что каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму и методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.
|
|
Форма подвижной игры — организация действий участников, представляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других — коллективно, отстаивая интересы своего коллектива, своей команды. Форма игры связана с содержанием и целиком зависит от него.
Методика проведения игры обусловлена особенностями ее содержания и формы. Подвижным играм свойственны:
а) образность;
б) самостоятельность действий в целях достижения дели, ограничиваемая правилами;
в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;
г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения коллективе участников игры;
д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;
е) элементы соревнований в игре, требующие полюй мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;
ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.
Главным содержанием подвижных игр, как уже говорилось, являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве игрой они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма человека. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности, а игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, жизни.
В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в отряде, он совершенно по-иному проявляет себя в игре.
Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества. Рассмотрим основные задачи руководителя игры.
В игре проявляется индивидуальность детей. Изучив их характер и поведение в игре, вожатый сможет предотвращать чрезмерную возбудимость, споры, искажение или несоблюдение правил, нечестность и другие отрицательные стороны поведения.
Вожатый должен быть организатором игры и воспитателем поведения играющих в процессе ее проведения. Через игру вожатый стремится решить следующие важные педагогические задачи:
1) укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию;
2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них (особенно это касается детей младшего возраста);
3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;
4) прививать воспитанникам организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Через игру вожатый имеет возможность сдружить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину. Вожатому ни в коем случае нельзя поощрять азартные игры в отряде, а наоборот, пресекать, объясняя их пагубность. Но не всегда, правильно подобрав игру, можно добиться положительного воспитательного эффекта. Многое зависит от процесса организации и проведения игры.
|
|
Последовательность прохождения игры должны быть спланирована. Важно, чтобы в новых играх совершенствовались приобретенные навыки и приобретались новые.
Переходить к новым играм надо постепенно. При этом следует ориентироваться на знакомые игры. С этой целью в игры, сходные с изученными, нужно вводить более усложненные правила и условия, последовательно повышать требования к овладению новыми навыками и умениями. Сходство действий облегчает переход к усложненным правилам и способам игры.
Игры должны соответствовать подготовленности детей к ним. Смысл игры в том, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути и достичь цель. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей и не будет иметь воспитательной ценности. Непосильные игры снижают у детей интерес и переутомляют их.
Рассмотрим план организации подвижной игры.
Подготовка к проведению подвижной игры. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения, а также от погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно. В жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых дети выполняют игровое задание поочередно. Наличие инвентаря также влияет на выбор игры. Перед проведением игры на местности вожатый обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.
Организация детей для игры. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить детей, чтобы они хорошо видели вожатого и слышали его рассказ-объяснение. Успех игры во многом зависит от его объяснения. Приступая к объяснению, вожатый должен представлять себе всю игру.
Рассказать, в чем смысл игры нужно четко, понятно и коротко: длительное объяснение может отрицательно повлиять на восприятие игры. Исключение составляют младшие отряды, где объяснение можно дать в сказочной, увлекательной форме.
|
|
Рассказ-объяснение должен быть логичным, последовательным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
1) название игры,
2) роль играющих и их места расположения;
3) ход игры;
4) цель игры;
5) правила подвижной игры.
Рассказ не должен быть монотонным. Объяснять игру следует спокойным голосом, иногда повышая или понижая тон.
(Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. Кипарис-4: Здравствуй, наш лагерь! – М., 2004. С.59-65.)