Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида те или иные обязанности, связанные с воспитанием детей, выполняют учителя-предметники, классные руководители, администрация, воспитатели групп продленного дня, воспитатели школ-интернатов и детских домов. Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса.
Функции организаторов воспитательной работы1
Организаторы воспитательной работы | Основные функции | Деятельность |
Заместитель директора по воспитательной работе | Административная Методическая Организаторская Технологическая Прогностическая Коммуникативная Оценочно-результативная | Работа со взрослыми: - руководство педагогами (помощь в планировании работы, ее организации и оценке эффективности педагогических усилий); координация воспитательной работы; - помощь в усвоении теории и методов воспитания, в повышении «воспитательной квалификации»; - создание условий для реализации способностей педагогов. Работа с детьми: - создание, укрепление и развитие общешкольного коллектива; - работа с активом; -формирование и укрепление традиций; -подготовка общешкольных коллективных творческих дел. |
Классный руководитель, воспитатель | Формирующая Коммуникативная Диагностирующая Проектирующая. Организационно-деятельностная. Стимулирующая. Оценивающая. Охранно-защитная. Коррекционная. Методическая. | Развитие коллектива учащихся класса, создание условий защиты прав ребенка, его духовного и физического развития Обеспечение здоровья. Помощь в общении и учении, организации досуга, внимание к повседневному бытию ребенка, его жизнедеятельности |
Воспитатель группы продленного дня | Воспитывающее - развивающая. Организаторская | Развитие коллектива, личности ребенка. Организация жизнедеятельности детей во внеурочное время |
Социальный педагог | Диагностическая. Организаторская. Прогностическая. Профилактическая. Коммуникативная. Охранно- защитная | Обеспечение взаимодействия всех институтов социализации, активизация воспитательных функций общества, семьи и личности. Выполнение роли связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом. Помощь семьям, детям, нуждающимся в попечительстве и в защите прав. Создание условий для плодотворного проведения свободного времени, занятий спортом и общественно полезной деятельностью. |
Психолог-воспитатель | Диагностическая. Формирующая. Коррекционная | Диагностика индивидуального развития школьников. Обеспечение психологической основы воспитательного процесса (работает совместно с учителями) |
Медработник-воспитатель | Оздоровительная | Обеспечение воспитательно-оздоровительной работы. Забота о здоровье |
Родитель-воспитатель (семья, детский семейный дом) | Воспитывающая. Развивающая. Формирующая | Организация семейного воспитания. Оказание помощи классному руководителю в организации воспитательной работы (руководство клубами, кружками, секциями и т.п.) |
Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. В практике сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный руководитель (классный воспитатель), куратор параллели.
В современной специальной (коррекционной) школе VIII вида принята в основном классно-урочная система организации деятельности. Такое построение школы вызывает необходимость существования института педагогов, осуществляющих организационно-педагогическое руководство классными коллективами учащихся - традиционные классные руководители –учителя, преподающие в классе и за дополнительную оплату выполняющие функции воспитателя (15 – 20 % к учительской ставке).
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в специальной (коррекционной) школе VIII вида можно разделить на 5 групп:
1. Организация деятельности классного коллектива.
2. Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
3. Организация жизни класса во внеучебное время.
4. Изучение личности и коррекция в воспитании.
5. Работа с родителями.
В первую группу необходимо включить следующие обязанности: изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала; организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий; организация дежурства по столовой и по школе; соблюдение санитарных норм прикрепленного кабинета; забота о внешнем виде учащихся; организация питания учащихся; организация деятельности родительского комитета.
Во вторую группу необходимо включить следующие обязанности: систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков; создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала; координация сотрудничества педагогов, работающих в классе; работа с дневниками учащихся (проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов); создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, конкурсы, смотры, экскурсии, выставки и т.д.); развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря.
Третья группа обязанностей классного руководителя выглядит так: создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование; развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением; организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся; организация просвещения учащихся по преодолению
вредных привычек; охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений
развития каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно - оздоровительную деятельность; организация походов, секций;
организация и проведение часов общения, информационных
часов и тематических классных часов; изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определения целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия; проведение рефлексии и педагогического мониторинга результативности и успешности проводимых внеклассных мероприятий.
Четвертая группа включает: привитие санитарно - гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью; привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности; воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся; воспитание гражданственности; изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы с учащимися; работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.
Пятая группа обязанностей классного руководителя выглядит так: изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье; индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование; проведение тематических родительских собраний; привлечение родителей класса к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности; влияние на общение родителей с детьми; защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах; диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости).
Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; состоянием их здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации воспитательной работы.
Согласно закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают свои положения о классном руководстве.