Цели
Обучения и воспитания
Информация Способы и средства
(содержание, методы и формы
Опыт, традиции)
Учащиеся Педагоги
В качестве педагогических систем можно рассматривать: детский сад, школу, учреждения дополнительного образования, детские организации, ВУЗы, учебные курсы, а также – урок, учебную дисциплину и пр.
Между различными педагогическими системами существуют различные связи, преемственность, иерархия. Но в совокупности все они представляют систему народного образования. Возникновение новых педсистем диктуется потребностью общества и отдельных людей.
«Система воспитания» - есть некая устойчивая, обладающая свойствами целостности, совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий.
«Масштаб» существования системы воспитания – общество, педагогическая культура.
Другими словами, система воспитания- это некий теоретический конструкт обобщающего характера, эталонная модель, когда-то апробированная и вошедшая в опыт человечества. И когда мы говорим: «спартанская или иезуитская система воспитания, коллективное или свободное воспитание, система воспитания скаутов или система Макаренко А.С.и пр.»,-то имеем в виду не конкретную ситуацию и людей, а тип воспитания, отличающийся своими целями, стратегией, содержанием и средствами работы, критериями результативности и др.
Общая теоретическая СХЕМА системы воспитания (с учётом активности самого воспитанника):
КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
Социальная цель
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ
|
О О
С С
П П
И И
Т Т
А А
Т Н
Е Н
Л И
Ь К
Приведём некоторые примеры:
Афинская система воспитания (5-4вв до н.э.).Суть- гармоничное воспитание человека в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении.
Спартанская система воспитания (5-4вв до н.э.) – приоритет военно – спортивного воспитания над другими аспектами с очень жёсткой системой естественного отбора.
Система рыцарского воспитания (средние века) – приоритет военно – спортивного и физического воспитания в сочетании с нравственным воспитанием, особенно в отношении к женщине.
Сословное воспитание и образование. Берёт начало от рабовладельческой эпохи и до современного периода. Разделение общества на классы и сословия обуславливает дуализм целей, разные условия для воспитания детей того или иного сословия, а также раные типы учебно-воспитательных учреждений, которые доступны не для всех.
«Домострой» (у славян 17-18вв) – очень жёсткая система требований и распределения обязанностей в семье при главенствующей роли отца. Жёсткая система иерархии. Приоритет семейного воспитания и замкнутости семьи. Приоритет общественного мнения и традиций.
Самурайская система воспитания (народы Японии, Китая, Кореи). Характеризуется военно-спортивным и физическим воспитанием в сочетании с нравственными аспектами и безупречной преданностью хозяину.
Система свободного воспитания (Ж.Руссо, Л.Толстой, М.Монтессори)- приоритет и опора на естественное развитие и природу ребёнка, исключающая к-л принуждение или насилие.
Воспитание джентельмена (Д.Локк, 17-18вв) – приоритет умственного воспитания и развития в соответствии с требованиями современного общества. Необходимость воспитания в семье. Дипломатичность и высокая культура человека в обществе.
Коммунистическая система воспитания – воспитание в коллективе и через коллектив на идеологических принципах коммунистического общества (принципы равенства, братства, интернационализма, самоотдачи, приоритета общественных интересов над личными и пр.).
«Воспитательная система» -( учебно-воспитательная) создаётся в рамках структуры педагогического учреждения или организации,отражает специфический способ организации воспитательного процесса в нём.
В структуре воспитательной системы:
- различные виды деятельности, обеспечивающие реализацию концепции воспитания;
- субъекты деятельности, организующие её и в ней участвующие;
- отношения, интегрирующие субъектов в некую общность,
- среда, освоенная субъектами;
- управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Воспитательная система создаётся педагогическим коллективом и постоянно развивается. Она выстраивается и существует в конкретной пространственно-временной ситуации, цели этой системы определяются её потребностями и уровнем развития. Она динамична, сочетает в себе традиции и инновации.
Воспитательная система является одновременно и системой психолого-педагогической, и социально-педагогической системой. Она влияет на учащихся не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включённость в окружающую среду; через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, друзьями школы; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в единое целое.).
Воспитательная система больше педагогической системы, так как включает в себя не только официально и традиционно заданные компоненты (цели – содержание – средства – учащихся –педагогов), но и ценностные отношения, психологический климат, атмосферу, что делает воспитательную систему гибкой, подвижной, открытой.
Воспитательная система больше педагогической системы. Но педагогическая система- костяк любой воспитательной системы.
Можно говорить о воспитательной системе детского сада, школы, интерната, клуба или детской организации и т.д.
В рамках школы, как воспитательной системы, моделируются и протекают такие педагогические процессы, как обучение и воспитание, формирования и развития, управления и самоуправления и т.п.
«Система воспитательной работы» - система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленным целям.
Она складывается на основе опыта деятельности конкретных педагогов с конкретными детскими коллективами и отражает логику действий педагога по достижению целей воспитания.
Отражается в планах воспитательной работы.
Структура плана:
1.Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на предстоящий год.
3.Основные направления работы и дела классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.