Москва, 2002 год
Содержание
Опорная таблица 1. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)
· Периоды эволюции
· Ценности и цели периода
· Достижения в области развития гражданских прав и свобод
Опорная таблица 2. Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)
· Периоды эволюции
· Этапы развития систем
· Хронология по Западной Европе
· Россия
Опорная таблица 3. Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)
· Хронологические особенности
· Содержательные особенности
Опорная таблица 4. Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
· Ключевые вопросы этапа
· Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы
· Терминология
Опорная таблица 5. Психология между прошлым и будущим специального образования
· Предмет внимания по преимуществу
|
|
· Задачи психологии
· Психологические специализации и, специальности и службы
· «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи
От автора
Это пособие адресовано студентам факультета психологического консультирования, осваивающим курс «Специальная психология». Отечественная специальная психология рассматриваетсяв курсекак область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии, в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
Так уж получилось, что ваше знакомство со специальной психологией как учебным предметом по времени совпало с кризисным периодом в развитии специальной психологии как области научных исследований. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Работая в смежных со специальной психологией областях, вы обязательно столкнетесь с разнообразными проявлениями этого кризиса. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1996), а также – производную от них периодизацию развития специальной психологии.
|
|
Пособие в виде опорных таблиц поможет вам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами.
Это необходимо для становления и развития профессиональной культуры мышления психолога.
Опорная таблица 1
«В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства».
(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М. 1996)
Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии
(по Н.Н. Малофееву)
Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. | V. От изоляции к интеграции. |
Хронология по ЗЕ | VIII в. д.н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70-е гг. | 70-е гг. ХХ в. –? |
Хронология по России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801 – 1930 гг. | 1930 – 1991 гг. | 1991 –? |
Ценности и цели периода эволюции | Опасливое отторжение калеки как чужого. Игнорирование. Зарождение христианского милосердия, церковного призрения. Отторжение инвалида ради блага общества. | Христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах. Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества. | Свобода, равенство, право на труд. Филантропия, общественное и государственное призрение. «Исправление» инвалида, его обучение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом. | Формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод. Признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование. Приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности». Реабилитация и социальная адаптация. | Политкорректность, толерантность. Приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями. Ценность развития и максимально возможной самореализации для всех. Социальная и педагогическая интеграция. |
Достижения в области развития гражданских прав и свобод | Признание за ребенком-инвалидом права на жизнь. Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным. | Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам. Светское призрение становится нормой. Складываются предпосылки к формированию социальной политики. Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища, защищая себя от «опасного меньшинства». | Частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу. Признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение. Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование. | Инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п. Подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образование. | Равные права на образование. Право на выбор форм обучения, включая интеграцию. Курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения. Гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания. |
Опорная таблица 2
|
|
«Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.
Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов».
(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1996).