Целью правовой законности выступает создание, реализация и обеспечение правопорядка.
Правопорядок – такой общественный порядок, который устанавливается в результате реализации законности.
Но это определение является слишком узким для понимания правопорядка в целом, т.к. если руководствоваться только им, то тогда из состава правопорядка нужно исключить такие правоотношения, которые не урегулированы нормами права (например, в случае пробела в объективном праве). На самом же деле эти правоотношения входят в состав правопорядка, потому что они должны регулироваться правом и уже регулируются юридическими принципами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:
Правопорядок – это не только правоотношения, урегулированные юридическими нормами, но это и те правоотношения, которые регулируются юридическими принципами. Следовательно, это не только результат реализации законности (совокупность правовых юридических норм), но и результат реализации юридических принципов.
|
|
Правопорядок – результат воздействия права во всех его формах на человеческое поведение.
Право – не универсальный регулятор, поэтому общественные отношения регулируются еще и нравственными, политическими и другими регуляторами.
Тот порядок, который складывается в масштабах человеческого общества, называется общественным порядком.
Общественный порядок – такой порядок общественных отношений, который складывается вследствие воздействия на человеческое поведение из числа всех существующих в социуме регуляторов (нормы морали, религиозные принципы и т.д.).
Соотношение понятий «правопорядка» и «общественного порядка»: более широкой категорией по объему является «общественный порядок» в отличие от понятия «правопорядок». Это происходит в силу того, что «общественный порядок» включает в себя и правопорядок, и социальные регуляторы, а также другие сферы общественной жизни, следовательно, правопорядок – это одна из частей общественного порядка.
Правопорядок бывает разных видов, также как и законность:
I. В зависимости от сферы, охватываемой правопорядком:
· международный правопорядок;
· внутригосударственный правопорядок.
II. В зависимости от этапа развития государства и права:
· добуржуазный правопорядок, который включает в себя рабовладельческий и феодальный правопорядок;
· буржуазный правопорядок.
III. В зависимости от степени развитости правопорядка:
· развитый;
· неразвитый.
В свою очередь критерии развитости могут быть различными.
IV. В зависимости от того, на приоритетную реализацию каких интересов ориентирован правопорядок:
|
|
· персоноцентристский (индивидуалистический). Примером, где господствует это направление, могут служить наиболее развитые страны.
· коллективистский (социоцентрический). Примером господства этого направления служат такие страны, как Китай, Индия, Российская Федерация, Япония.
Это разделение отвечает выделению в обществе двух типов организации: персоноцентристской и социоцентристской. При персоноцентристском типе главной ценностью развития человеческого общества признаются права и свободы личности, им отдается приоритет, следовательно, правовое регулирование и обеспечивает реализацию прав и свобод личности. При социоцентристском подходе на первое место правового регулирования выдвигаются права социума, коллективные права и в силу этого права и свободы личности отодвинуты на второй план в пользу прав социума.
Идеалом для государства все же считается смешанный тип правопорядка, в котором в надлежащей степени обеспечивается реализация прав и свобод личности и коллектива. Это выступает в качестве золотой середины правопорядка.