Совершенствование системы взаимодействия учреждения образования с семьей

Перед учреждениями общего среднего образования стоит задача активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую социально-психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер[3].

На региональном уровне необходимо обеспечить действенное методическое сопровождение взаимодействия учреждения образования с семьей, опираясь на нормативные правовые документы и методические рекомендации Министерства образования (их перечень размещен на сайте Министерства образования). Национальным институтом образования подготовлен и размещен на сайте перечень учебных программ факультативных занятий и пособий по воспитательной работе, в том числе по различным аспектам взаимодействия школы с семьей, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» (Приложение 3).

С целью просвещения родителей в вопросах воспитания рекомендуется как можно шире использовать информационные технологии. Целесообразно расширить практику проведения областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, вебинаров, «круглых столов», конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания, создания «школы для родителей» с привлечением опытных специалистов-практиков, ученых, используя накопленный опыт.

Педагоги и родители совместными усилиями должны помочь обучающимся правильно определиться в своих интересах и склонностях, в ситуации на рынке труда, выборе будущей профессии. Одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору, задача учреждения образования – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и жизненном самоопределении детей.

Эффективными формами взаимодействия с семьей являются Совет учреждения общего среднего образования, Попечительский совет, родительский комитет, семейные клубы и др. Наряду с традиционными родительскими собраниями (университетами, лекториями и т.п.) по различным вопросам семейного воспитания актуальными формами работы являются тренинги, «ток-шоу», фестивали и бенефисы семейных профессий (династий, достижений и т.п.), индивидуальные консультации, классные часы с участием родителей, экскурсии на предприятия, гостевые уроки и т.п. Основы системы взаимодействия учреждения образования с семьей могут быть отражены в соответствующем соглашении (договоре) между учреждением общего среднего образования и родителями обучающихся конкретного класса по вопросам воспитания.

Классным руководителям необходимо уделять особое внимание детям, признанным находящимися в социально опасном положении. Профилактическая деятельность должна быть ориентирована не только на факторы риска возникновения асоциального поведения, но и на формирование защитных факторов, включающих в себя укрепление семейных связей, коррекцию детско-родительских отношений, стимулирование родителей к активному участию в воспитании ребенка, развитие опыта родительского контроля, вовлечение в мероприятия, создание у обучающегося ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности.

К числу актуальных проблем воспитания учащихся относятся нарушения в их поведении, вызванные условиями семейного воспитания. В апреле текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», в соответствии с которым учреждения образования в пределах компетенции принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия, проводят информационно-просветительскую работу по предупреждению насилия в семье.

В целях профилактики домашнего насилия рекомендуем организацию широких информационных компаний с привлечением общественности (например, совместное проведение акций «Дом без насилия!»); проведение «круглых столов» для родителей с привлечением представителей правоохранительных органов, общественных организаций или других специалистов, компетентных в вопросах правового просвещения; организация работы родительских комитетов, сотрудничество с комиссиями по содействию семье и школе, выступления перед родительской аудиторией специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС)с целью разъяснения причин агрессивного поведения, формирования умений и навыков конструктивного поведения в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: