Прочитайте слова плавно, медленно, монотонно.
булка
вилка
ложка
чашка
тарелка
пирожки
морковка
- Прочитайте слова еще раз, четко, громко, выделяя голосом каждый звук.
5. Работая со скороговорками, также необходимо следить за правильным дыханием детей. Например,
Читаем хором:
(Глубокий вдох)
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки.
(Глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка ….
(И т.д. до полного выдоха)
Для развития у детей четкости произношения Локис Светлана Ивановна проводит следующую работу с учащимися.
1. Чтение шепотом и медленно.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
2. Чтение тихо и умеренно.
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
3. Чтение наоборот. Слова для чтения учащихся записываются, начиная с последней буквы слова и заканчивая первой буквой.
Прочитайте громко и быстро. Объясните значение слова.
борок (короб)
ансев
овтсещус
цясем
Каждый урок чтения в первом классе педагог начинает с небольшой разминки. Для этого используется таблицы, которые имеются у каждого ученика. Это упражнение помогает детям подготовить свой речевой аппарат к чтению, установить правильное дыхание, а главное – ежедневное проговаривание согласных звуков в сочетании с гласными позволит в будущем увеличить скорость чтения учащихся.
|
|
я | м | н | л | м | н | л | п | м | к | т | д |
у | н | м | н | л | х | н | т | л | п | г | р |
о | л | п | т | л | к | м | н | л | к | б | л |
е | п | т | к | ш | п | с | к | ф | м | п | ч |
и | т | н | ж | п | т | с | к | ш | т | п | ш |
а | к | т | с | к | л | д | к | п | д | к | ш |
ё | с | т | к | ш | с | р | д | б | д | ш | р |
ю | д | в | с | р | д | з | д | р | с | д | з |
я | ю | ё | и | о | э | ы | у | о | а | е |
Несколько вариантов работы с таблицей
1. К каждой вертикальной и горизонтальной линии дописаны гласные. Когда ученик прочитает все согласные по горизонтали, то начинает работу заново, но с добавлением гласной, которая записана перед строкой.
2. Более сложный вариант работы: чтение проводится не в произвольном, а в заданном учителем темпе. Отведенное на упражнение время можно каждый день сокращать на 2-3 секунды в зависимости от успехов класса.
3. Работа в парах: учащиеся поворачиваются лицом друг к другу и читают таблицу одновременно, т.е. учатся не отвлекаться на "шумовые помехи" соседа, а сосредотачиваться на правильности выполняемой работы.
4. Работа в парах: таблица читается детьми по очереди, при этом один ученик выполняет контролирующую функцию, но его роль не пассивна, т.к. он старается глазами успеть за читающим.
5. Работа в парах: один ученик, который проговаривает таблицу медленно в силу каких-либо индивидуальных особенностей, выступает в роли ведомого, т.е. пытается читать в темпе сильного ученика, повторяя за ним звуки.
|
|
Для повышения темпа чтения учащихся Светлана Ивановна Локис рекомендует использовать следующие упражнения.
1. Быстрое постукивание карандашом или ручкой, которую нужно держать двумя пальцами, слегка сжимая. Ладонь и локоть ученика при этом упражнении должны лежать на парте.
2. Игра "Буксир ", в ходе которой дети разбиваются на пары, чтобы в паре был один ученик, который читает быстро, т.к. он будет контролировать работу своего товарища. Ведущий двигает карандаш по читаемой строчке с таким расчетом, чтобы ребенок, который читает более медленно, отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп работы увеличивается. На упражнение отводится 2-3 минуты.