Любая Программа развития школы должна отвечать на три основных вопроса:
1. Чего достигла наша школа сегодня, каковы ее сильные и слабые стороны, достижения и проблемы?
2. Какой мы хотим видеть нашу школу и ее выпускников через два три года 14?
3. Что и как мы сделаем, чтобы школа успешно перешла от своего сегодняшнего уровня к желаемому будущему? Этот вопрос - самый важный, но на него трудно правильно и разумно ответить, не зная ответа на предыдущие.
Ответы на эти три ключевых вопроса лежат в основе предлагаемой структуры программы развития школы, в которой после краткой преамбулы и информационной справки о школе, вводящей читателя в историю и современное состояние школы, стоящей перед новым шагом своего развития, формируются следующие главные разделы:
1. Аналитико-прогностическое обоснование Программы (анализируется внешняя среда школы с ее благоприятными и нежелательными для школы возможностями; сильные и слабые стороны самой школы; имеющиеся и недостающие ресурсы; важнейшие достижения школы, которые необходимо сохранить и приумножить; проблемы, которые надо решить в процессе развития);
|
|
2. Проект желаемого будущего состояния школы (описывается завтрашняя школа - ее обновленные миссия и цели, ее выпускники, ради которых и с чьим активным участием строится новая модель образовательного процесса, а также внешние связи школы, работа по обеспечению школы ресурсами, новый образ школьного коллектива и
------------------------
14 Строить программу развития школы на более длительный срок в условиях динамичного развития ситуации вокруг школы вряд ли разумно.
его системы управления, с изменения которой должно начаться общее обновление развивающейся школы);
Стратегия и тактика перехода школы к желаемому состоянию (описываются главные пути предстоящих изменений, их направленность, последовательность, способы, этапы - то, что образует стратегию перехода к новой школе, а также уточненные цели для всех участков и звеньев школы и предельно конкретные планы их достижения - тактика переход новой к новой школе; по каждому мероприятию и программе в целом обязательно определяется "цена вопроса" - объем финансовых ресурсов, которые надо ожить для осуществления задуманного - подробнее об этом см. в следующем фрагменте главы).
Завершают Программу приложения, иллюстрирующие ее основное содержание.
Если на какой-то из перечисленных главных вопросов в школьной Программе развития нет внятного ответа, она, скорее всего, не соответствует своему высокому предназначению. Следовательно, Управляющему совету не стоит спешить с ее согласованием и нужно задать ряд вопросов коллективу разработчиков Программы.
|
|
Итак, Вы уже знаете, что Управляющий совет имеет право согласовывать, а во многих школах и утверждать Программу развития школы (и это - одно из главных его полномочий). При использовании этого важного полномочия у общественных управляющих есть три пути, три варианта действий.
Первый - самый простой и формальный: не вникая в суть Программы, довериться мнению директора школы и педагогов и дать свое согласие. Заметим, что даже этот путь в обязательном порядке предполагает ознакомление членов Совета с текстом Программы.
Второй - более сложный, но и более полезный для дела: серьезно и вдумчиво ознакомиться с Программой и понять, насколько полно и хорошо она говорит о будущем школы и ее учеников.
Третий - самый трудный, но и самый конструктивный: включиться в работу над Программой развития вместе с администрацией школы, учителями, представителями родителей, старшеклассников, общественности.
Предположим, Управляющий совет ограничивается оценкой и согласованием Программы развития, в разработке которой он не участвовал.
Оценивая Программу развития своей школы, школьный Управляющий должен знать, что хорошая Программа развития отличается тем, что она:
· - показывает, какие новые, нужные для жизни знания, умения и человеческие качества смогут приобрести в ближайшие годы выпускники школы, не потеряв при этом своего здоровья и хорошего настроения;
· не является «тайной за семью печатями», широко и гласно обсуждается в самой школе, селе, поселке, городском микрорайоне;
· объединяет вокруг себя и своих идей все «школьное население» взрослых и детей, педагогов и общественников;
· способна заинтересовать многих людей и привлечь их на свою сторону ясностью целей, красотой идей, высотой ожидаемых результатов;
· изложена языком понятным не только тем, кто работает в школе но и тем, кто в ней учится, приводит в нее своих детей или хочет помочь ей своими средствами или знаниями.
Очень важно понимать, выполнимы ли школьные планы развития при тех средствах, которые есть сегодня у школы. Ведь нереальные Программы развития никому не нужны. И здесь Управляющий совет не только оценивает возможность выполнения Программы. От него справедливо будут ожидать вклада в работу по поиску необходимых средств, ресурсов.
Ну а как действовать тем членам Управляющего совета, которым по душе обозначенный нами выше третий вариант работы с Программой развития школы - вариант участия в ее создании вместе с педагогами и администрацией школы, другими членами УС?
Во-первых, для того, чтобы такое участие было возможно, нужно по-настоящему демократическое управление школой и сильный Управляющий совет.
Во-вторых, обязательно нужно ознакомиться с целями Программы, а еще лучше - поучаствовать в их определении. При этом важно помнить, что цель всегда должна быть четкой, конкретной, выполнимой и вдохновляющей.
В-третьих, необходимо включиться в деятельность одной из рабочих групп (команд), которые создают материалы для Программы развития. Это могут быть части и разделы об управлении обновляемой школой (в котором одна из главных ролей отведена Управляющему совету), о так называемом ресурсном, особенно финансовом и материал техническом, обеспечении школы, об установлении полезных связей и партнерства школы с различными организациями, другими школами. Содержание всех этих разделов должно прямо "работать" на достижение поставленных целей развития школы.
И, наконец, в-четвертых, нужно в совместной творческой работе (иногда многократно возвращаясь к неудачным местам и неясностям) превратить части и фрагменты в единый, четкий и понятный документ о развитии школы15.
После такой работы согласование Советом Программы развития просто не сможет быть формальным.