Эффект масштаба производства промежуточных факторов производства

То или иное скопление предприятий происходит потому, что фирмы конкретной отрасли могут покупать промежуточные производственные факторы у одного и того же поставщика. Фирмы концентрируются вокруг поставщика общих производственных факторов, если удовлетворяются два условия:

а) спрос отдельной фирмы на фактор производства не настолько велик, чтобы появился эффект масштаба производства промежуточного производственного фактора;

б) транспортные расходы относительно высоки. Если потребители и поставщики сотрудничают в проектировании или изготовлении промежуточного производственного фактора, то между покупателем продавцом необходимы непосредственные контакты,и большое значение имеет близость к поставщику производственного фактора. Точно так же, если промежуточный производственный фактор имеет большой объем, отличается хрупкостью или требует быстрой доставки, то близость расположения имеет большое значение.

PS Одним из промежуточных производственных факторов при пошиве одежды являют пуговицы. Предположи что при изготовлении пуговиц имеется эффект масштаба, и для того чтобы на пуговицы был достаточный спрос, позволяющий полностью использовать эффект масштаба в производстве пуговиц, необходимо иметь 10 предприятий по пошиву одежды. Если все 10 предприятий сотрудничают с одним изготовителем пуговиц, то они могут покупать их по более низкой цене. Поскольку эффект масштаба в производстве пуговиц велик относительно эффекта масштаба при пошиве одежды, предприятия по пошиву одежды закупают пуговицы у одного производителя (оптовым поставщикам -скидки).

Почему изготовители одежды должны группироваться вокруг фирмы по производству пуговиц? Они располагаются рядом с ним потому, что должны'отслеживать производство пуговиц. В связи с тем что пуговицы для модной одежды не стандартные, их нельзя заказать по каталогу. Пуговицы конструируются так, чтобы дополнять другие элементы платья, и изготовитель одежды участвует в процессах конструирования и изготовления пуговиц для того, чтобы обеспечить полное совпадение пуговиц и платья. Учитывая важность непосредственных контактов, изготовители одежды располагаются ближе к изготовителю пуговиц.

Существует масса других примеров группировки предприятий, которая имеет место как следствие эффекта масштаба при изготовлении промежуточных производственных факторов.

1. Штаб-квартира корпорации. В штаб-квартире корпорации делают большую и разнообразную работу. Руководитель высшего звена может одну неделю посвятить планированию рекламной кампании, другую — выбору места для нового завода, а следующую — разработке стратегии предотвращения судебного иска против компании. Большинство корпораций пользуются услугами внешних рекламных фирм, поскольку эффект масштаба производства рекламных материалов достаточно велик относительно спроса на рекламные услуги отдельной корпорации. Руководителям корпорации необходимо поддерживать близкие отношения с рекламной фирмой, потому что они помогают в проектировании рекламной кампании, а для этого исключительно важно поддерживать непосредственные контакты.

В общем, группировка штаб-квартир корпораций (обычно в центральном деловом районе) позволяет корпорациям с выгодой для себя использовать эффект масштаба в производстве промежуточных товаров (реклама, консультанты по экономическим вопросам, юридические услуги), при этом личные контакты являются важной частыопроизво лстветщоготтроттесса.

2. Высокотехнологичные фирмы. Фирмам, выпускающим новые, высокотехнологичные товары, приходится работать в условиях неопределенного спроса на свою продукцию. Вместо того чтобы производить все необходимые компоненты самостоятельно, они закупают элементы электроники у фирм, которые могут пользоваться эффектом масштаба в производстве. Фирмы взаимодействуют со своими поставщиками в проектировании и изготовлении компонентов, и поэтому им необходимо располагаться достаточно близко от них, что облегчает организацию частых личных контактов. Хотя высокотехнологичной фирме.совсем не обязательно располагатся рядом с поставщиком стандартных комплектующих, которые можно заказать по каталогу, ей необходимо находиться как можно ближе к поставщику нестандартных электронных деталей.

3. Издательское дело. Газеты и журналы выпускают продукцию (текст и иллюстрации), которая день ото дня непредсказуемо меняется. При изготовлении своей продукции, издатели обращаются к огромному числу самых разных экспертов, включая источники информации и иллюстраторов. Если каждый издатель использует специалиста по истории Армении один раз в год, то каждому отдельному издателю просто неэффективно иметь у себя в штате специалиста по Армении. Вместо этого издатели могут коллективно пользоваться услугами одного эксперта, деля между собой затраты на получение специальной информации. Точно так же издателям время от времени требуются специальные иллюстрации, и тогда они обращаются в оформительские фирмы с просьбой подготовить их.

Издатели группируются вокруг организаций, которые предоставляют экспертную информацию (библиотеки, научно-исследовательские институты, университеты) и иллюстрации (оформительские фирмы).

В чем заключается роль деловых услуг в формировании групп фирм? Предприятиям некоторых отраслей требуются финансовые услуги типа специального банковского обслуживания и страхования. В предоставлении таких услуг также присутствует эффект масштаба, и фирмы в группе могут с выгодой для себя коллективно пользоваться услугами банков и страховых компаний.

Эффект масштаба присутствует и при оказании транспортных услуг, и фирмы могут коллективно пользоваться услугами транспортных компаний. Например, небольшая фирма может воспользоваться грузовиками компании грузовых перевозок, а не держать свой собственный парк грузовых машин.

\

Коммунально-бытовые услуги также играют роль в формировании групп фирм. Предприятия коммунально-бытового обслуживания отвечают за развитие транспортной сети и канализации. Если фирмам той или иной отрасли требуются специальные транспортные сети или услуги по отводу сточных вод, коммунальные платежи будут ниже, при условии, что предприятия располагаются группами.

Предоставление государственного образования также играло роль в появлении групп фирм. В ряде городов Англии были открыты профессионально-технические училища для подготовки специалистов для предприятий текстильной промышленности. В последнее время университеты и колледжи в Силиконовой долине выпускают большое число инженеров и специалистов по информационным технологиям для электронной отрасли.

2. Вторая главная причина эффекта локализации как мы уже отмечали выше -это формирование единого рынка труда.

Суть которой состоит в том, что группировка фирм повышает эффективность рынка труда.

PS Рассмотрим отрасль с быстро изменяющимися технологическими процессами и спросом на продукцию, например производство средств вычислительной техники. Ежегодно фирмы по производству компьютеров выпускают новые продукты; какие-то из них пользуются большим спросом, а какие-то вообще не пользуются спросом. В итоге рабочие переходят с разорившихся предприятий на успешные. Объединение фирм в группы облегчает перемещение рабочих с одного предприятия на другое по двум причинам. Во-первых, рабочим в этом случае не нужно затрачивать больших усилий на поиск работы, потому что: а) информация о наличии рабочих мест распространяется по неофициальным каналам (случайный разговор в ресторане, на игре в футбол); б)]потенциальные работодатели находятся рядом, что делает поиск работы по официальным каналам относительно легким делом. Во-вторых, вследствие физической близости работодателей стоимость переезда относительно низка: рабочие могут легко перейти на другую фирму в том же городе. Из-за относительно низких затрат на поиск и переезд, предприятия могут использовать имеющийся пул рабочей силы, быстро заполняя рабочие вакансии и наращивая производство.

PS Телевизионная отрасль также получает выгоды от эффекта масштаба рынка труда. В тот или иной сезон какие-то программы пользуются успехом, а другие остаются незамеченными. Когда становится ясно, какие программы будут выпускаться и дальше, актеры и технические специалисты переходят из неудачных программ в популярные. Концентрация телевизионной отрасли в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке облегчает переход работников из одной фирмы в другую.

Объяснить последствия территориальной концентрации фирм и рынка труда можно с помощью кривых спроса Рис. 3. Представим фирму по разработке программного обеспечения, у которой могут быть два равновероятных результата деятельности в конкретном году: хороший и плохой. В хорошие времена цена на ее продукцию находится на достаточно высоком уровне, поэтому у нее относительно высокий спрос на рабочую силу, что следует из кривой спроса, обозначенной Dqood В плохие времена спрос на ее продукцию падает, поэтому у фирмы относительно низкий спрос нарабочую силу, что можно увидеть-из кривой спроса, обозначенной Bbed

В левой части рис. 3 показано, что произойдет, если фирма будет располагаться в изолированном месте, на значительном удалении от других фирм по разработке программного обеспечения. Наличие работников в распоряжении этой изолированной фирмы постоянно и составляет 120 человек. В хорошие времена фирма платит своим работникам 30 долл., а в плохие только 10. Иными словами, изолированная фирма нанимает одинаковое число работников и в хорошие, и в плохие времена, но в хорошие времена выплачивает более высокую заработную плату-30 долларов.

Рисунок 3 –Кривая спроса

В правой части рис.3 показано, что произойдет, если фирма будет располагаться в группе с другими фирмами по производству программного обеспечения и приглашать работников из пула программистов. Предположим, что в какой-то год хорошее время для одной фирмы совпадает с плохим временем для другой, в связи с чем спрос на программистов в масштабах отрасли остается неизменным. Это означает, что во все времена заработная плата остается постоянной и составляет 20 долл. Фирма в группе выплачивает 20 долл. в виде заработной платы и в хорошие, и в плохие времена, но в хорошие времена у нее будут работать 160 человек и только 80 в плохие.

Рассмотрим компромисс, связанный с переводом фирмы из изолированного места в место концентрации промышленных предприятий с пулом рабочей силы. Выгоды перевода в группу состоят в том, что в хорошие времена фирма платит более низкую заработную плату и получает большую прибыль. В правой части рис. 3 выгоды объединения представлены слегка затемненной трапецией, в которую входят прямоугольник и треугольник. Прямоугольник (с высотой 10 долл. (30 долл - 20 долл.) и длиной 120 работников показывает экономию затрат на рабочую силу для первых нанятых 120 работников: фирма экономит 10 долл. на каждом работнике, так что в сумме экономия составляет 1200 долл. Треугольник (высотой 10 долл. и длиной 40) показывает дополнительные выгоды, связанные с наймом 121-го и далее до 160-го работника.

Кривая спроса показывает предельную выгоду (предельный доход) рабочих, а разница между кривой спроса и прямой заработной платы показывает чистую выгоду, получаемую от найма работника (доход, приносимый работником, за вычетом заработной платы). Площадь треугольника составляет 200 долл., площадь четырехугольника-1200 долл. а площадь трапеции (выгода объединения) равна 1400 долл. (1200долл.+200долл.).

Стоимость перевода фирмы из изолированного места в группу однородных предприятий связана с тем, что в плохие времена фирме в группе придется платить более высокую заработную плату, чем она платила бы, находясь в изолированном месте. В плохие времена фирма платит 20 долл. в группе по сравнению всего лишь с 10 долл. в изолированном месте. В правой части рис. 3 сильно затемненная трапеция показывает стоимость пула рабочей силы. Фирма в группе платит более высокую заработную плату 80 нанятым ею работникам, что составляет 800 долл. (10 долл. х 80). Кроме того, фирма нанимает меньшее число работников, на чем теряет сумму, представленную треугольником с высотой 10 долл. и длиной 40 работников (200 долл.). Следовательно, стоимость концентрации предприятий и единого рынка труда составляет 1 тыс.долл.

Отдельная фирма выплачивает различную заработную плату своим рабочим в хорошие и плохие времена, но в обоих случаях нанимает одинаковое число работников. В отличие от этого фирма, входящая в группу предприятий отрасли, выплачивает одинаковую заработную плату в обоих случаях, но в хорошие времена нанимает больше работников. Выгоды территориальной концентрации фирм и рабочей силы состоят в том, что в хорошие времена фирма выплачивает более низкую заработную плату и нанимает большее число работников. Затраты заключаются в том, что в плохие времена фирма выплачивает более высокую заработную плату. Выгоды превосходят затраты, потому что фирма нанимает больше работников в хорошие времена, чем в плохие.

Что больше — выгод а от концентрации или затраты?

Если посмотреть на правую часть рис. 3, то можно заметить, что слегка затемненная трапеция больше сильно затемненной трапеции, соответственно, выгоды превышают затраты. В данном примере выгода составляет 1400 долл., а затраты – 1.0 тыс. долл., так что чистая выгода равна 400 долл. Так будет всегда, если заработная плата в группе предприятий рассчитывается как среднее двух значений заработной платы (в хорошие и плохие времена), выплачиваемых изолированной фирмой. Из графика видно, что высота двух трапеций одинакова, а длина трапеции выгоды больше, в связи с чем трапеция выгоды будет всегда больше трапеции затрат.

И так вывод: Экономическое объяснение чистых выгод концентрации состоит в том, что группировка позволяет предприятиям получать выгоду в хорошие времена, когда они нанимают большее число р аботников за ту же заработную плату, и одновременно смягчать негативные последствия плохих времен тем, что они нанимают меньшее число работников.

3. Третья причина эффекта локализацииперелив знаний т.е. третья выгода от концентрации предприятий состоит в том, что группировка облегчает быстрый обмен информацией и распространение технологии. Работники различных предприятий обмениваются мыслями о новой продукции и новых методах производства; чем больше работников в отрасли, тем больше возможностей для обмена идеями. Обмен идеями происходит как по официальным, так и неофи­циальным каналам.

PS Группа предприятий по выпуску электронно- вычислительной техники создает большую концентрацию ученых и инженеров в области вычислительной техники, которые могут обмениваться идеями и на работе (например, работники поставщиков комплектующих изделий общаются с конструкторами новых продуктов), и на отдыхе (например, работники разных предприятий могут поговорить о делах во время обеда или во время пробежки).

Как заметили исследователи (Саксениан 1994), Силиконовая долина — скопление компаний по выпуску электронно-вычислительной техники и компьютеров к югу от Сан-Франциско — это сеть специализированных компаний, каждая из которых занимает узкую нишу в отрасли. В каждом новом продукте используются комплектующие, получаемые из множества других фирм. Подобная сеть создает атмосферу, которая способствует сотрудничеству, экспериментированию и обмену знаниями между компаниями, что сыгрйло огромную роль в ее превращении в центр электронной промышленности.

ГДЕ ПРОИСХОДИТ КОНЦЕНТРАЦИЯ? Эффект локализации вынуждает фирмы некоторых отраслеи располагаться рядом друг с другом. Большинство подобных групп предприятий не отделяются от других видов деятельности, но все же возникают, как правило, в городах. Например, концентрация швейных предприятий (вокруг предприятия по производству пуговиц) происходит в Манхэттене, потому что швейные предприятия также пользуются деловыми услугами (ремонт оборудования, банковские, транспортные услуги), которыми пользуются и близлежащие фирмы других отраслей. В следующей теме лекции — «Где появляются города?» — мы рассмотрим влияние эффекта локализации на местоположение городов.

ИНКУБАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. Эффект локализации лежит в основе инкубационного процесса (incubator process). Группа предприятий предлагает огромный набор промежуточных производственных факторов, создавая тем самым благоприятные условия, в которых предприятия недостаточно развитой отрасли находятся как бы в инкубаторе, создавая новые продукты и производственные технологии. 'В самом начале развития многих отраслей спрос на их продукцию непредсказуем и методы производства еще не до конца отработаны, в связи с чем фирмы группируются, чтобы: 1) пользоваться выгодами эффекта масштаба производства промежуточных производственных факторов; 2) реализовать эффект рынка труда; 3) использовать возможности обмена идеями относительно продукции и технологических процессов. По мере развития отрасли в ней создаются стандартные продукты и технологические процессы, что позволяет предприятиям осуществлять массовое производство. Фирмы стандартизируют большинство производственных процессов и переводят производство в.места, где ниже стоимость рабочей силы й земли. Это явление известно также под названием «теория жизненного цикла продукта» (product cycle theory) в промышленном центре: продукты создаются малыми предприятиями в группах фирм; когда продукт становится стандартным и выпускается в массовом порядке, фирмы переводят свое производство в места с более низкой стоимостью рабочей силы и земли.

PS Как указывает Верной (1972), хорошим примером инкубационного процесса служит радиотехническая промышленность. В 1920-е годы поведение рынка радиоприемников было непредсказуемым, и фирмы экспериментировали с различными технологическими процессами. Массовое производство было непрактичным делом: фирмы не представляли себе, какого рода приемник ждали от них потребители, к тому же еще не были отработаны эффективные методы производства. Радиотехнические компании были небольшими, подвижными и энергичными и группировались в Нью- Йорке, чтобы прльзоваться эффектом масштаба производства комплектующих. В 1930-1940-х годах произошла стандартизация продукции и были разработаны эффективные методы массового производства. Фирмы перевели свои сборочные производства на Средний Запад, где заработная плата бьла ниже, а доступ на внутренние рынки - легче. Изготовители электронных ламп перевели производство в северо-восточные и южные штаты, где затраты на рабочую силу были ниже.

PS В развитии промышленности электронно-вычислительной техники также был инкубационный период. В 1970-е и начале 1980-х годов спрос на компьютеры был непредсказуемым и методы производства еще отрабатывались. Чтобы пользоваться выгодами эффекта локализации, небольшие компьютерные фирмы группировались в Силиконовой' долине в Калифорнии и вдоль магистрали 128 в Бостоне. Стандартизация продуктов и технологических процессов позволили компаниям создать крупные производственные мощности за пределами групп родственных предприятий. Почему группы оказались в состоянии выжить после перевода производственных мощностей? В процессе разработки новой продукции фирмы продолжают группироваться, чтобы пользоваться выгодами эффекта локализации. Большинство фирм имеют на территории группы свои научно- исследовательские и опытно-конструкторские подразделения и создают филиалы производственных и сборочных заводов.

5.2.Эффект урбанизации

Эффект урбанизации (т.е экономия обусловленная агломерацией) - второй тип эффекта концентрации производства — имеет место в том случае, если производственные затраты одной фирмы снижаются по мере роста совокупного объема производственна территориигород а. Эффект урбанизации отличается от эффекта локализации в двух отношениях. Во первых, эффект урбанизации появляется в результате роста масштаба экономики всего города, а не только конкретной отрасли. Во- вторых, эффект урбанизации несет выгоды фирмам всего города, а не только фирмам одной отрасли.

Эффект урбанизации появляется по тем же причинам, что и эффект локализации. Фирмы различной отраслевой принадлежности сообща пользуются услугами одних и тех же поставщиков промежуточных производственных факторов, что позволяет реализовать эффект масштаба в предоставлении деловых (услуги банков, страховых компаний, риэлтерских фирм, гостиниц, содержание зданий, услуги издательских и транспортных компаний) и коммунальных услуг (автомобильные дороги, общественный пассажирский транспорт, школы, пожарная охрана).

Крупные города обеспечивают также наличие единого общегородского рынка труда. Если колебания в спросе на рабочую силу со стороны предприятий различных отраслей не совпадают, то крупный город обеспечивает стабильный уровень совокупной занятости. Когда рабочее место исчезает в одной отрасли, существует вероятность того, что оно появится в другой. В крупных городах затраты на поиск и смену работы ниже, в связи с чем фирмам гораздо легче увеличивать и сокращать свою штатную численность.

PS Как указывает Якоб с (1960), городская среда способствует и нововведениям. В городах имеются люди с разными образованием, опытом и интересами. В таких условиях обмен идеями между такими разными людьми может вести к нововведениям в дизайне продукции и методах производства. Существует масса доказательств того, что перелив знаний имеет большое значение. (Глэзер, Каллал, Шейнкман и Шляйфер 1992) приводят доказательства того, что обмен знаниями способствует росту городов, причем обмен происходит в основном между отраслями промышленности, а не внутри какой-то одной отрасли. Раух (1990) считает, что обмён знаниями ведёт к росту производительности труда и уровня заработной платы, а (Яффе, Трахтенберг и Хендерсон 1993) полагают, что обмен знаниями способствует нововведениям, о чем свидетельствует растущее количество новых патентов.

6. Эффект концентрации в торговле: внешний эффект покупок

В данном разделе мы познакомимся с тем, как на развитие городов влияет эффект онцентрации в торговле. В предыдущем разделе мы узнали как эффект концентрации производства побуждает группироваться промышленные предприятия, что ведет к развитию крупных промышленных городов, в данном вопросе мы познакомимся с тем, как эффект концентрации в торговле побуждает группироваться торговые фирмы, в результате чего вокруг мест торговли начинается развитие небольших городов, а внутри городов происходит концентрация магазинов розничной торговли.

Внешний эффект покупок (shopping exernality) появляется в т ом

случае, если на объемы реализации одного магазина влияет место расположения других магазинов.

PS Предположим, что стоящий отдельно аптекарский магазин переводят ближе к бакалейно-гастрономическому магазину. Если при этом у обоих магазинов отмечается рост продаж, то они создают внешние эффекты покупок: каждый магазин привлекает клиентов к группе розничных магазинов, создавая выгоды для другого магазина. Внешний эффект покупок побуждает фирмы, торгующие родственными товарами, формировать группы магазинов розничной торговли. Некоторые из таких групп ведут к развитию рыночных городов. Другие группы магазинов появляются в крупных городах, приводя к формированию торговых районов,торговых пассажей и торговых центров. Имеются два типа товаров,создающих внешний__эффект покупок: 1) неполные заменители и 2) сопутствующие товары.

Неполные заменители

Два товара являются неполными заменителями в том случае, если они похожи, но не идентичны.

PS Предположим, вы решили купить новую спортивную машину, но еще не до конца определились, покупать ли «форд», «шевроле» или «хонду». Спортивные машины, предлагаемые тремя компаниями, похожи, но различаются по техническим характеристикам, форме, цвету и др. Поскольку различия между машинами едва различимы, вам необходимо лично провести сравнение товаров, потратив время и деньги на поездки к трем торговцам автомобилями. Если несколько (три) магазина образуют группу, то это снижает затраты на сравнение товаров, что привлекает клиентов в группе.

Имеется масса товаров, не являющихся полными заменителями. В качестве примера можно привести одежду, обувь, ювелирные украшения и электронную технику. Применительно к этим товарам группирование фирм, продающих похожие товары, снижает затраты, связанные с покупками, и привлекает потенциальных покупателей. Некоторые розничные магазины группируются в центре города, другие - в торговых центрах и пассажах.

Сопутствующие товары

Группировка магазинов происходит также в том случае, когда они продают сопутствующие товары. Такие товары нередко покупают в процессе одного «похода» по магазинам.

PS Если, к примеру, в ходе одной поездки клиент покупает брюки и обувь, то затраты будут ниже, если магазин одежды находится рядом с обувным магазином. Обувной магазин выиграет от соседства магазина одежды, потому что вместе они дают возможность клиентам покупать несколько товаров в одном месте.

Благодаря выгодам от покупки нескольких товаров в одном месте, фирмы, торгующие сопутствующими_товарами, группируются в торговых центрах, пассажах и городскихцентрах.

Группы магазинов розничной торговли

Эффект концентрации в торговле приводит к появлению нескольких типов групп магазинов розничной торговли. Одни образуют торговые ряды вдоль главных улиц, к примеру вдоль автомобильных дорог. Другие, группируются в торговых центрах, пассажах и городских центрах. Такие группы магазинов предлагают- одновременно и широкое разнообразие неполных заменителей (разные ювелирные магазины), и сопутствующие товары (продукты питания и лекарства, одежда и обувь), что дает возможность проводить сравнение товаров и закупать различные товары в одном месте.

Розничные торговцы, предпочитающие вести торговлю не вместах скопления магазинов, а изолированно, не имеют внешнего эффекта покупок

PS 7.Инновации в телекоммуникациях и будущее городов (самостоятельно)

Не сделает ли прогресс в средствах телекоммуникаций города ненужными? Города обеспечивают коллективное проживание людей, тем самым облегчая личное общение производителей товаров и услуг. Последние достижения в области телекоммуникаций создали новые возможности общения, включая электронную почту, факс, интернет и телеконференции. В соответствии с высказываниями нескольких известных футуристов, поскольку новые технологии заменили личное общение, города уменьшатся в размерах и, возможно, даже исчезнут. Элвин Тофлер (1980) предположил, что телекоммуникационная технология даст людям возможность уехать из города и жить в «электронных коттеджах» в сельской местности. Николас Негропонте (1995) предсказывает, что «благодаря новой виртуальной реальности и телекоммуникационной технологии скоро станет возможной передача самого места», в результате чего значение «специальных мест» типа городов будет уменьшаться. Маршалл Маклахен (1984) высказал мнение, что го'род «как форма большой значимости должен неизбежно раствориться, как затухающий кадр в кино».

Предсказание того, что города придут в упадок или исчезнут, исходит из идеи, что телекоммуникации являются настожщей заменой личного общения. Однако, как заявляют Гаспар и Глэзер (1998), две формы общения могут стать взаимодополняющими. Многие производственные. отношения включают в себя как личное взаимодействие, так и общение по телефону, электронной почте, посредством факса или интернета. Прогресс в области телекоммуникаций имеет два последствия для числа личных контактов:

1.В некоторых отношениях на смену личным встречам придет общение с помощью телекоммуникационных средств: работник инвестиционного банка может послать клиенту сообщение по электронной почте, вместо того чтобы встречаться с ним лично для краткой беседы; банкир может отослать контракт по факсу, а не доставлять его через посыльного.

2.Простота общения может увеличить число связей: в процессе оценки достоинств конкретного проекта инвестиционный банк может проконсультироваться у большего числа людей; банкир может обрабатывать большее количество проектов.

До тех пор пока отношения будут требовать личного общения, сложно однозначно говорить о чистой выгоде от количества личных встреч. Если, например, работник инвестиционного банка уменьшает число личных встреч с каждым партнером с пяти до четырех, но увеличивает число партнеров с шести до восьми, то число личных контактов вырастет с 30 до 32. Имеются доказательства того, что личное общение и общение с помощью телекоммуникационных средств пока не могут полностью заменить друг друга. Если бы они были такими заменителями, можно было бы ожидать, что широкое распространение факсов и электронной почты снизит спрос на деловые поездки по мере того, как бизнесмены будут заменять личные контакты общением по электронным каналам связи. В период между 1985 и 1995 гг., когда шло активное освоение факсов и электронной почты, которые в конечном итоге распространились повсеместно, объем деловых поездок даже вырос более чем на 50% (Гаспар и Глэзер, 1998). Естественно, расширению деловых поездок в этот период могли способствовать и другие изменения, при этом сложно выявить конкретный вклад различных факторов. Но данные о деловых поездках все-таки позволяют предположить, ч то две формь общения скорее дополняют, а не заменяют друг друга.

Еще больше доказательств относительно взаимодополняемости личных контактов и телекоммуникаций дает использование телефона - первого телекоммуникационного устройства. Если два типа общения дополняют друг друга, то личные контакты увеличивают спрос на средства телекоммуникации и люди, находящиеся территориально ближе друг к другу и, вероятно, встречающиеся друг с другом больше будут звонить друг другу чаще. В 1970-е годы более 40% телефонных звонков были сделаны в места, находящиеся в радиусе 2 миль, а более 75% в места в радиусе 6 миль. В Японии, чем меньше расстояние между двумя пунктами, тем больше телефонных переговоров ведется между этими пунктами.

В той стране также наблюдается положительная связь между использованием телефона и урбанизацией: люди, живущие в больших городах (с населением свыше 100 тыс. человек), тратят больше времени на телефонные разговоры, чем люди, живущие в небольших городах или сельской местности. Одним из объяснений этого факта является то, что территориальная близость и, таким образом, легкость личного общения, вызывают больший спрос на телекоммуникационные средства, потому что две формы общения дополняют друг друга.

Более сложный вопрос — это степень влияния телекоммуникаций на сложность взаимодействия в городах. Большая легкость общения дает возможность большей специализации в конструировании и производстве, что увеличивает необходимость личного общения для координации взаимодействия различных людей, участвующих в этих процессах. Кроме того, легкость общения может повышать сложность информации и идей, передаваемых людьми друг другу, что требует большего числа личных контактов, позволяющих доводить эти идеи до нужного человека. Готтман (1977) рассматривает влияние телефона (первого телекоммуникационного устройства) на города:

«При необходимости телефон обеспечивает возможность непосредственного устного общения между всеми взаимозависимыми подразделениями при минимальных затратах. Без телефона, который позволяет осуществлять постоянную и эффективную координацию всех систем крупного современного города, было бы сложно обеспечивать слаженную работу всех этих сложных и комплексных сетей (в городах). Телефон помог сделать город больше, в нем теперь интереснее жить». Та же логика справедлива и для недавних нововведений типа факса, электронной почты и интернета.

Существует ли какая-либо информация относительно связи между нововведениями в области телекоммуникаций и урбанизацией? В период быстрого развития телекоммуникаций процесс урбанизации фактически ускорился. Судя по последним тенденциям, ожидается, что к 2025 г. доля населения Земли, живущая в городах, возрастет с сегодняшних 45 до 61%. За этот период доля городского населения должна возрасти с 73 до 83% в Европе; с 74 до 85% в Латинской Америке; с 34 до 54% в Африке; с 76 до 85% в Северной Америке и с 70 до 75% в Тихоокеанском регионе.

Представляется, что нововведения в телекоммуникационной технологии не приведут к исчезновению городов. Взаимодействие между производителями требует иногда личного общения, в связи с чем всегда будет потребность в городах и территориальной близости, которую они обеспечивают. Естественно, прогресс в области телекоммуникаций не может не сказаться на количестве личных контактов, но направление и величина изменений пока неизвестны. Несмотря на то что средства телекоммуникации являются хорошим заменителем тех или иных видов личного общения, простота общения может увеличить потребность в нем в связи с тем, что: 1) -появляется больше партнеров; 2) отношения становятся более сложными. Если конечным результатом является увеличение, а не сокращение числа личных встреч, то нововведения в области телекоммуникаций могут привести к росту, а не уменьшению городов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: