Расчет парка автомобилей и тягачей по обороту

Размеры парка подвижного состава, применяемого при пе­ревозках грузов в междугородном сообщении, зависят от мно­гиx факторов и условий, таких, как объем перево­зок, виды и свойства пере­возимых грузов, расстоя­ния перевозок, размер и состав грузооборота, гру­зоподъемность и специали­зация автомобилей-тяга­чей, прицепов и полупри­цепов и т. д. Основным фактором, влияющим на размеры и в известной сте­пени на состав парка, яв­ляется система организа­ции движения.

Размеры парка могут быть определены различ­ными способами в зависимости от того, для каких условий работы подвижного состава это делается и какими показате­лями характеризуется его использование.

Расчет парка автомобилей и тягачей по обороту производится следующим образом. Грузовые потоки автомобильной линии в прямом и обратном направле­ниях обычно неравны. Но потоки ПС в обоих направлениях всегда равны, так как часть работающего парка, не получающая груза в обратном направлении, возвращается порожней в исходный пункт основного (преобладающего) гру­зопотока. Поэтому количество необходимого ПС определяется потребностями груженого направления, т. е. количеством автомобилей или автопоездов, отправляемых с грузом из головного пункта каждого маршрута.

При суточном грузопотоке в груженом направлении ∑ Qс количество автомобилей и тягачей Аэс, отправляемых ежеднев­но с грузом по определенному маршруту из его начального пункта,

Аэс = ∑ Qс/qγ,

При системе сквозного движения каждый автомобиль (авто­поезд) может находиться в обороте продолжительное время (до нескольких суток) и может вновь поступить под погрузку в начальном пункте маршрута перевозки, т. е. отправляться в следующий очередной рейс, лишь через период одного оборота. Следовательно, количество автомобилей Аэм, работающих на этом маршруте, определится из условия Аэм = ТАэс. Отсюда списочный парк автомобилей при коэффициенте его выпуска αв составляет Ас = Аэв.

При организации движения по системе тяговых плеч (уча­стковой) парк линейных тягачей, работающих на всей автома­гистрали, рассчитывается по каждому плечу отдельно.

По эпюре потоков подвижного состава для каждого плеча определяется число nп отправлений тягачей в груженом на­правлении в сутки, затем по суточному числу оборотов одного тягача u на плече определяют количество линейных тягачей Алп на данном плече: Алп = nп/и.

Обычно величина и не превышает двух, реже трех оборотов в сутки.

Суммируя количество тягачей, обслуживающих отдельные тяговые плечи автомобильной линии, получим общее их количество:

∑Алп = А’ лп + А лп +... + Аn лп.

2. Расчет парка маневровых тягачей. При организации рабо­ты линейных тягачей только между грузовыми автомобильны­ми станциями доставка полуприцепов на склады грузовладель­цев и обратно на ГАС осуществляется маневровыми тягача­ми, парк которых определяется исходя из количества ежесуточ­но поступающих на ГАС с линии полуприцепов, подлежащих доставке на склады грузовладельцев под погрузку или разгруз­ку. Рассматривая доставку на склад каждого полуприцепа как отдельную ездку маневрового тягача, и полагая, что в общем случае тягач не задерживается в ожидании погрузки или раз­грузки полуприцепа, а отправляется в следующий рейс и че­рез некоторое время возвращается за ним, можно считать, что на каждый полуприцеп приходится две ездки тягача. Однако в некоторых случаях полуприцеп на одном и том же складе мо­жет быть разгружен от доставленного груза и затем загружен грузом, предназначенным к перевозке по автолинии. Следова­тельно, число заездов тягача в этих случаях сокращается. Такие операции называются сдвоенными.

При количестве полуприцепов n, поступающих на ГАС в маневровый оборот ежедневно, общее число ездок маневровых тягачей z = 2ηn,

где η - коэффициент сдвоенных операций.

Продолжительность ежедневной работы маневрового тяга­ча должна быть согласована со временем открытия складов гру­зовладельцев. За рабочую смену ТН один тягач выполнит z ездок, количество которых определится по формуле

z = ТНVтβ/(le +tnpVтβ).

Исходя из изложенного, ходовое количество маневровых тягачей на каждой ГАС

Аэм = 2ηn/ z.

Списочный парк маневровых тягачей определяется общепри­нятым способом с учетом α соответственно пробегу.

Таким образом, парк автомобильной линии при организа­ции движения по системе тяговых плеч составляется из парка линейных тягачей и парка тягачей, обслуживающих маневро­вую работу. Отсюда ходовой парк тягачей автолинии

∑Aэл=∑Ал+ ∑Амх,

а списочный парк

Атс= ∑Ал/ αвл+ ∑Амх/ αвм.

Среднесуточные пробеги линейных и маневровых тягачей резко различаются по своей величине. Пробеги линейных тя­гачей в несколько раз больше. Поэтому и значения αвл и αвм также разные и их соотношения взаимообразны, т. е. αвл < αвм.

При комплектовании парка тяговых средств автолинии не­зависимо от применяемой системы движения используются различные типы и модели ПС, отвечающие условиям перевозок определенных грузов. Поэтому все расче­ты для каждой их группы выполняются отдельно, так как ис­ходные данные и условия использования ПС могут иметь значительные различия.

Методика расчета парка прицепов и полуприцепов, приме­няемых при междугородных перевозках грузов, имеет неко­торую специфику, отличающую ее от методики определения парка тягового подвижного состава - автомобилей и тягачей. Эти особенности заключаются в следующем. В тех случаях, когда линейные тягачи независимо от системы организации дви­жения обращаются только между конечными ГАС конкрет­ного замкнутого маршрута доставки грузов и полуприцепы по­сле расцепки автопоездов поступают в маневровый оборот, их пробег по данному маршруту в связи с этим больше, чем про­бег линейных автопоездов.

Заметим также, что прицепной состав требует меньших затрат времени на техническое обслуживание и ремонты (более простая конструкция).

Все это приводит к тому, что коэффициенты выпуска и технической готовности прицепов и полуприцепов выше, чем соответствующие показатели тягового ПС. Кроме того, следует учитывать количество прицепов или полуприцепов, составляющих каждый автопоезд. Обычный со­став автопоезда - одна-две прицепные единицы. Но известны примеры, когда водители при наличии благоприятных дорож­ных условий водят автопоезда в составе трех и даже четырех прицепов.

При организации работы парка по системе сквозного дви­жения без расцепки автопоездов для погрузочно-разгрузочных работ количество ходовых прицепов (полуприцепов) на маршру­те равно количеству автомобилей (тягачей), их буксирующих, с учетом числа единиц в составе автопоезда, т. е.

Аппэ = Аэлт

где т - число прицепных единиц в составе автопоезда.

Если при этой же системе организации движения линейные тягачи обращаются лишь между конечными ГАС маршрутов, а полуприцепы для доставки грузов на склады грузовладель­цев и вывоза с них буксируются маневровыми тягачами, то необходимое число ходовых полуприцепов на отдельном мар­шpyтe автолинии определяется следующим образом:

tnn = T – tn – tmo+tM1+tM2.

Количество полуприцепов, обращающихся на маршруте при ежесуточном отправлении в грузовом направлении Qc тонн,

Aппэ = Qc/24qγ(T – tn – tmo+tM1+tM2.),

где

T - оборот тягача на маршруте. ч; tn – время простоя тягача в оборотном пункте маршрута. ч; tmo - время простоя тягача в техни­ческом обслуживании в конце оборота в начальном пункте маршрута в основном АТО, ч; tM1, tM2 - продолжительность маневрового обо­рота в начальном и конечном пунктах маршрута соответственно, q - грузоподъемность полуприцепа, т; γ - коэффициент использо­вания грузоподъемности полуприцепа. 1/24 - коэффициент перевода полуприцепо-часов в физическое количество полуприцепов.

При применении системы сквозного движения все обслу­живаемые по трассе автомобильной линии междугородные гру­зовые потоки (или потоки ПС) группируются с целью наиболее эффективного использования парка в самостоя­тельные маршруты различной длины и грузонапряженности, и для каждого из них определяется парк ходовых тягачей и полуприцепов.

Общее количество ходовых полуприцепов, эксплуатируе­мое на всех маршрутах автомобильной линии,

∑Аппэ = А’хм + Aхм.

Соответственно этому списочный парк полуприцепов

∑Аппс = ∑Аппэ / αвп,

где αвп - коэффициент выпуска парка полуприцепов.

При организации движения по системе тяговых плеч каждый тягач работает на своем участке, а иногда даже и на отдель­ном плече. Полуприцепы же курсируют между пунктами от­правления и доставки грузов, без выполнения погрузочно-­разгрузочных операций по пути следования независимо от чис­ла проходимых при этом тяговых участков. В пунктах отправ­ления и доставки грузов автопоезд расформировывается, и полуприцеп поступает в маневровый оборот для доставки на склад грузовладельца. При этом совершенно не обязательно, чтобы после доставки груза по назначению полуприцеп возвращался в пункт первоначальной погрузки. При отсутствии груза в оборотном пункте он может быть направлен под погрузку в любой другой ближайший пункт автолинии.

Как было указано ранее, оборот полуприцепа продолжает­ся с момента начала первой погрузки до начала следующей и в общем случае составляется из времени маневрового оборота tM1 в пункте погрузки, времени движения с грузом в составе автопоезда до места назначения груза, времени маневрового оборота в пункте дoставки tM2 и времени t дп следования в порожнем состоянии до места следующей погрузки:

t пп = tM1+ t д + tM2 + t дп,

или иначе:

tср = 24 Аппх /∑п

Из данной формулы видно, что ходовой парк полуприце­пов, ежесуточно обращающихся на автолинии, может быть оп­ределен из условия

Аппх = tср∑п/24.

Однако числовое значение средней продолжительности оборота tср полуприцепа можно знать, когда известна величина Аппх, которая сама еще подлежит определению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: