Мировая автомобильная промышленность

Лекция №6

(к.х.н., доцент В.Ю. Александров)

В системе мирового хозяйства автомобильная отрасль несомненно лидирует в формировании экономики, экологии и перспектив развития страны. Во многих развитых странах она обеспечивает от 5% до 10% валового национального продукта. Однако, значение отрасли далеко выходит за эти показатели, поскольку она является основным потребителем продукции многих других отраслей (нефтегазовой, металлургической, химической, электронной). Кроме того, автомобили определяют развитие автодорожной инфраструктуры, формирование структуры сервиса. Весь 20-й век автомобильная отрасль находилась в авангарде научно-технического прогресса, кроме того, потребность доведения автомобилей до уровня, приемлемого для окружающей среды, определило развитие экологии во всех ее направлениях – технологическом и нормативно-правовом.

На протяжении всего 20 века производство автомобилей непрерывно возрастало от 10 млн./год в 1950 г. до 51 млн./год в 2000 г. Из этого количества почти 4/5 приходится на легковые автомобили и только 1/5 на грузовые и автобусы. На протяжении 20 века рост выпуска автомобилей сопровождался расширением регионов и стран, выпускающих автомобили. До 1950 г. в отрасли господствовали США – 83% мирового выпуска автомобилей, а 14% в Западной Европе. В 1970 г. доля Европы увеличилась до 46%, а США, напротив, снизилась до 32%. При этом, началось формирование 3-го центра мирового автомобилестроения – Японии (13%). В 1990 г. Западная Европа производила 40% автомобилей, Япония 30%, Америка – 20%, В десятку мировых производителей вошли Корея, Бразилия и Китай.

На 2007 г. 20 крупнейших стран-производителей приведена на диаграмме.

Здесь бесспорно лидируют страны, производящие более 6 млн. машин/год: Япония, США, Китай и Германия. Во второй группе лидеров появились страны 3-го мира, которые исторически не имели традиций автомобилестроения: Корея, Бразилия, Мексика, Индия. Значительно ослабли позиции традиционных автомобильных стран: Англии, Италии, России.

Такой рывок стран 3-го мира был связан с созданием ведущими мировыми автомобильными фирмами: «Дженерал Моторс», «Тоета», «Форд», «Фольксваген», «Мерседес» и др. готовых предприятий на территориях этих стран с дешевой рабочей силой и меньшими требованиями по охране окружающей среды.

20 стран с крупнейшими автомобильными промышленностями (на 2007 год)  
Произведено автотранспорта (тысяч единиц)  
Страна           60007000 8000 9000 10000 11000 12000
Япония    
США    
Китай    
ФРГ   6213 (включая GM Бельгию)
Республика Корея      
Франция      
Бразилия      
Испания      
Канада      
Индия      
Мексика      
Великобритания      
Россия      
Италия      
Таиланд      
Турция      
Иран      
Чехия      
Бельгия      
Польша      
                                     

Последний мировой кризис особенно сильно затронул интересы автомобильной отрасли и вынудил правительства стран-производителей автомобилей принять экстренные меры по спасению автозаводов. При мощной государственной поддержке отрасль постепенно выходит из кризиса.

В первой лекции я уже отмечал, что всплеск выпуска автомобилей привел к кризисной экологической ситуации в крупных городах мира в средине 70-х годов 20 века. Здесь можно напомнить широко известные примеры смоговых явлений в Лос-Анжелосе и Лондоне. Причем необходимо отметить, что экологические проблемы связаны не с производством автомобиля, как товара. Это, как правило, сборочное производство которое обеспечивают многие смежные отрасли. Здесь можно привести данные федерального экологического доклада. Так, в 2006 г., объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников вида экономической деятельности «производство транспортных машин и оборудования» по России составил 116,4 тыс. т. (0,6% от суммарного выброса стационарных источников). Объем сброса загрязненный сточных вод в поверхностные водоемы в 2006 г.от вида экономической деятельности «производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» составил 71,9 тыс. т. (0,06% от суммарного сброса объектов экономической деятельности). Экологические проблемы возникают при эксплуатации автомобиля, при которой на малой высоте, фактически на всем пространстве, где дышит человек, практически круглосуточно, происходит выброс токсичных продуктов сгорания моторного топлива.

Человечество встало перед выбором, либо экологическая катастрофа, либо жесткое нормирование выбросов автотранспорта. Другие проблемы – высокая смертность при авариях, а так же утилизация отработавших автомобилей.

Были приняты достаточно быстрые меры по установлению все время ужесточающихся норм выбросов, увеличению безопасности автомобиля, утилизации отходов. Это определило конструктивные усовершенствования реализацией наукоемких технологий.

Природоохранные мероприятия проводились в направлении увеличения топливной экономичности и снижения выбросов оксида углерода, оксида азота, углеводородов, сажи, а также снижения содержания серы в топливе.

Краткая сущность мероприятий:

Переход от карбюраторной системы формирования топливно-воздушной смеси к инжекторному впрыску в камеру сгорания с электронным регулированием дозировки компонентов.

Полное оснащение бензиновых автомобилей каталитической системой нейтрализации окиси углерода, углеводородов, окислов азота до экологически безопасных веществ: вода, двуокись углерода, молекулярный азот. Для производства катализаторов используется драгоценный металл платина. Годовой расход платины на эти цели достигает 80 т./год, при мировой добыче 200 т. (2008 год).

На дизельных автомобилях экологическим решением была установка фильтров-дожигателей сажи. Это сложная система фильтрации сажи с регенерацией фильтра выжиганием с образованием безвредной двуокиси углерода.

В сфере производства моторных топлив наиболее важным этапом был запрет производства этилированного бензина, в котором особо опасный загрязнитель свинец использовался для повышения октанового числа. Дизельное топливо стали производить в экологически чистом варианте с глубокой очистки от серы, что в 2 раза снизило дымность.

Названные экологические мероприятия позволили снизить выбросы загрязняющих веществ от такого автомобиля в 10 раз по сравнению с карбюраторным автомобилем без катализатора.

Значимость мероприятий для отдельного региона можно показать на примере Новосибирской области. По данным ежегодных экологических докладов в 1999 году выброс загрязняющих веществ автотранспортом составил 670 тыс. т. (76% от общего выброса по области). В 2008 г. выброс автотранспорта сократился до 358 тыс. т. (61% от общего выброса по области). При этом, нужно учитывать, что в этот период количество автомобилей в области постоянно возрастало. Однако, экологические наиболее вредные карбюраторные автомобили старого типа постепенно вытеснялись иномарками, хотя и подержанными, но уже оснащенные катализаторами.

Серьезные меры были приняты для снижения опасности автомобиля для пассажиров при аварии. Здесь можно отметить подушки безопасности, направленно сминаемые конструктивные элементы, отвод двигателя из зоны салона при смятии капота.

В сложившейся ситуации острой конкуренции производителей, удержать позиции смогли фирмы, предложившие доступные по ценам автомобили, которые удовлетворяют резко возросшим международным нормам экологии и безопасности пассажиров.

Количественно, нормы токсичности ЕВРО ужесточаются во времени в следующих величинах (г/км) при испытаниях по Европейскому циклу:

Вид Нормы (год) Бензиновые двигатели Дизельные двигатели
CO CH NOx Твердые CO CH+NOx Твердые
ЕВРО-1 (1996) 2,2 0,5 (суммарно) -   0,9 0,1
ЕВРО-2 (2000) 2,3 0,2 0,15 - 0,64 0,56 0,05
ЕВРО-3 (2005)   0,1 0,08 - 0,5 0,3 0,025
ЕВРО-4 (2010)   0,075 0,06 0,005 0,5 0,25 0,005

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: