На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово “технология” образовано от латинского слова "техне"- мастерство, "логос"- наука.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством.
С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место "коллективному мастерству", т.е. технологии.
Сравним деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии:
Индивидуальное мастерство: | Технология: |
1.Учитель всё делает сам; | 1.Внедряются "готовые" разработки; |
2.В основе лежит опыт, интуиция; | 2.В основе лежат научные знания; |
3.Используется только самим учителем. | 3.Используется всеми. |
Вывод:
Достаточно конкретно могли увидеть отличия мастерства учителя от технологии.
Индивидуальное мастерство опирается на технологию, т.е. предоставляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления на научной основе решения какой-либо проблемы.
|
|
Педагогическое мастерство - сплав знаний профессиональных умений, личностных качеств и опыта.
Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивает рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя. Для практической работы имеет большое значение формирование комплекса умений, в которых концентрируются знания.
Выделяются следующие группы педагогических умений:
1. Гностические (познавательные, диагностические)
- умение работать с разными видами информации;
- получать, обрабатывать и использовать информацию;
- умение работать с новыми информационными технологиями, словом;
- умение анализировать пед.реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т.е. изучать учащихся, выявлять проблемы их развития и воспитания и формировать пед.задачи.
2 Конструктивные
- умение проектировать, планировать воспитательную и учебную работу;
- определять состав и порядок действий для достижения целей, т.е. определять цели, средства, методы, формы работы с учениками.
3 Коммуникативные
- умение воспринимать и понимать учащихся;
- проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие;
- строить отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты в педагогической работе.
4. Прикладные
- умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга.
Составной частью педагогического мастерства является педагогическая технология, под которой понимают комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом.