Игры со строительным материалом

В истории педагогики игры со строительным матери​алом описаны достаточно давно и представлены во мно​гих системах воспитания детей дошкольно​го возраста (система Ф. Фребеля, «Вальдорфская педагогика», система К.К. Шлегера и др.). Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давид-чук, Л.А. Парамонова). Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их осно​ве лежат конструктивные умения и способности, вслед​ствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной про​дуктивной человеческой деятельности. Игры со строи​тельным материалом (как и театрализованные, дидакти​ческие, подвижные игры) можно отнести к разряду ру​бежных (по определению А.Н. Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свой​ства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Пара​моновой и др.

Характерис​тика игр со строитель​ным материа​лом

Содержанием игр со строительным материалом явля​ется созидание, воспроизведение окружающей действи​тельности с помощью различных материалов. Различа​ются следующие виды строительного материала:

-​ специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитек​тор», «Старинный замок», конструкторы);

-​ природный (песок, снег, глина, камни);

-​ подсобный (доски, ящики, коробки и др.), Игры со строительными материалами связаны с дру​гими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованны​ми, подвижными, дидактическими). Необходимость сде​лать постройку, например сцену для представления, ра​кету для полета в космос, комнату для куклы Наташи, возникает в процессе реализации замысла игры, созда​ния игрового образа. В таких случаях постройка может иметь условный характер (стульчик за стульчиком - поезд) или подчиняться своему практическому назначению (зависимость конструкции сцены от жанра искусства, от величины «артистов»).

Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конст​руирования (строительство из песка горной автострады с тоннелями, мостами; сооружение снежной крепости, постройка из строительного материала железной дороги и конструирование сигнализации для движения по одно​колейному пути и др.). В сооружении постройки, изго​товлении игрушки и заключается игра: дети сговарива​ются, что будут строить, какими способами, распределя​ют роли (начальник строительства, инженер, шофер и др.).

Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет твор​ческий характер игр со строительным материалом. Сле​дует добавить и присущую этим играм работу воображе​ния. В самих играх заложены стимулы, побуждающие ребенка воображать, фантазировать. Освоение конструк​тивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: поло​жки кирпичик на широкую грань - можно строить дорож​ку- скамейку, тележку, поставил этот же кирпичик на уз​кую короткую грань - можно строить высокий забор, ворота, семафор. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизиру​ет воображение.

Особенностью игр со строительными материалами яв​ляется то, что для усвоения конструктивных умении не​обходимо специальное обучение. Выше уже говорилось, что игровая деятельность не возникает сама по себе, без соответствующего обучения детей. Тем более это отно​сится к играм со строительным материалом: без последо​вательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, мож​но. видеть во многих детских садах. Между тем в дош​кольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова).

Главная идея этой методики заключается в том, что​бы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктив​ных задач возрастающей трудности. Ос​новные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преобра​жая, дополняя и варьируя, в самостоятель​ные игры со строительным материалом.

Игры с при​родным мате​риалом

Многие из свойств природных материалов ребенок по​знает чувственным путем. Способы чувственного позна​ния, умение выделять те или иные свойства и качества пред​метов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происхо​дит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивай у них анализирующее восприятие предме​тов, формируя действия обследования, добиваясь усвое​ния правильных словесных обозначений признаков.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детс​кого сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и пред​меты (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в неслож​ные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плава​ют-тонут). На участке детского сада малыши собирают​ся около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сде​ланные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.

В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет сво​ей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. В старшем дошкольном возрас​те дети могут объяснить, почему не все предметы пла​вают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Игры со снегом требуют усвоения приемов его преоб​разования. Самый простой прием - лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчи​ка с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т.п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4—6 лет осваивают новый прием строитель​ства из снега -лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегуроч​ка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Соору​жениям из комьев снега можно придать большую проч​ность, если облить водой (это дети делают вместе с педа​гогом), заделать отверстия между комьями снежным тес​том (в ведре снег смешивается с водой).

Сооружение снежной крепости целесообразно приуро​чить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день прово​дов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного го​родка».

Дошкольников знакомят с приемами строитель​ства из утрамбованного снега. Для этого в определенном мес.те на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавший​ся, плотный, он представляет собой великолепный мате​риал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку жи​вотного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родите​лей). Чтобы заинтересовать детей снежной скульптурой и архитектурой, полезно познакомить их с праздником Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в том числе и в Москве.

Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр.

Старшие дошкольники участвуют в строительстве гор​ки- В основание ее можно уложить ящики, а для утрам​бовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие иници​ативы, смекалки, творчества.

В городских дошкольных учреждениях не всегда бы​вают созданы условия для игр с песком: песка мало, его состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют соответствующие игрушки и т.п. В основ​ном игры с песком разворачиваются на песчаных пляжах, по берегам рек.

Дети с увлечением строят замки и крепости, роют ка​налы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады со скульптурами из песка. Песок - недолговечный строи​тельный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер: обветшали замки, дворцы, рассыпались скульптуры, ог​рады, рвы! А маленькие созидатели? Они вновь за рабо​той! Вот где развиваются настойчивость, воля, творче​ство, изобретательность.

На протяжении дошкольного возраста ребенок усваи​вает несколько приемов строительства из песка. Некото​рые из них близки к приемам работы со снегом. Педагог учит малышей лепить из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенно​го воспитателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малыши с удовольствием осваивают прием формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко охватывала ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить мес.то, где будут размещаться «куличики». Вовлекая детей в сравнение «куличиков» по фор​ме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит правильно называть признаки.

В старшей группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Преобразовывают горку утрамбованного песка в пред​мет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не от​дельные предметы, а целые комплексы (парк, речная при​стань).

Фантазия проявляется в комбинировании строитель​ных материалов. Например, при постройке дамбы в ру​чье используются камни, глина, дощечки; при сооруже​нии парка наряду с песком применяются камни, сухие вет​ки (в качестве деревьев) и т.п.

В играх с песком, снегом ребенок получает представ​ления о свойствах, сравнивает, обобщает: строить мож​но только из влажного песка и снега, песок и снег - не​прочный строительный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: