В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, «Вальдорфская педагогика», система К.К. Шлегера и др.). Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давид-чук, Л.А. Парамонова). Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как и театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н. Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.
|
|
Характеристика игр со строительным материалом
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);
- природный (песок, снег, глина, камни);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.), Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Необходимость сделать постройку, например сцену для представления, ракету для полета в космос, комнату для куклы Наташи, возникает в процессе реализации замысла игры, создания игрового образа. В таких случаях постройка может иметь условный характер (стульчик за стульчиком - поезд) или подчиняться своему практическому назначению (зависимость конструкции сцены от жанра искусства, от величины «артистов»).
Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования (строительство из песка горной автострады с тоннелями, мостами; сооружение снежной крепости, постройка из строительного материала железной дороги и конструирование сигнализации для движения по одноколейному пути и др.). В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальник строительства, инженер, шофер и др.).
|
|
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы, побуждающие ребенка воображать, фантазировать. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положки кирпичик на широкую грань - можно строить дорожку- скамейку, тележку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань - можно строить высокий забор, ворота, семафор. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение.
Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умении необходимо специальное обучение. Выше уже говорилось, что игровая деятельность не возникает сама по себе, без соответствующего обучения детей. Тем более это относится к играм со строительным материалом: без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно. видеть во многих детских садах. Между тем в дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова).
Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры со строительным материалом.
Игры с природным материалом
Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивай у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают-тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.
В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.
Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т.п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4—6 лет осваивают новый прием строительства из снега -лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).
|
|
Сооружение снежной крепости целесообразно приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка».
Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном мес.те на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей). Чтобы заинтересовать детей снежной скульптурой и архитектурой, полезно познакомить их с праздником Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в том числе и в Москве.
Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр.
Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки- В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества.
|
|
В городских дошкольных учреждениях не всегда бывают созданы условия для игр с песком: песка мало, его состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют соответствующие игрушки и т.п. В основном игры с песком разворачиваются на песчаных пляжах, по берегам рек.
Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады со скульптурами из песка. Песок - недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер: обветшали замки, дворцы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы! А маленькие созидатели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настойчивость, воля, творчество, изобретательность.
На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает несколько приемов строительства из песка. Некоторые из них близки к приемам работы со снегом. Педагог учит малышей лепить из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного воспитателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малыши с удовольствием осваивают прием формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко охватывала ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить мес.то, где будут размещаться «куличики». Вовлекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит правильно называть признаки.
В старшей группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Преобразовывают горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).
Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье используются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в качестве деревьев) и т.п.
В играх с песком, снегом ребенок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег - непрочный строительный материал.