Показатель инвестиционной привлекательности объекта инвестиций рассчитывается по формуле:
St=Stl0t (9)
где S,- — показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) 1-го объекта:
Ф,- — ресурсы i-ro объекта, участвующего в конкурсе;
Н — значение потребительского заказа.
В данном случае роль ключевого параметра всей системы оценок выполняет потребительский заказ. От того, в какой мере правильно он будет сформирован, зависит степень достоверности рассчитываемых показателей. Потребительский заказ рассматривается как гипотетическая готовность будущего инвестора вкладывать свободныеденежные средства в товарную собственность. Эта готовность складывается как в целом, так и по ее отдельным параметрам в условиях совместной хозяйственной деятельности конкурирующих коллективов, что сразу же включает принцип полного замещения одного ресурса на другой. Конкуренция идет в рамках единого проекта, одной отрасли. Это означает, что конкуренты располагают возможностями принять в потребительской программе большее или меньшее участие. При этом допускается, что по отдельным параметрам (ресурсным возможностям) потребитель может наложить ограничения. В целом же рыночный потенциал предприятия будет оценен как участника совместной хозяйственной деятельности и конкурента одновременно.
|
|
Таким образом, величина потребительского заказа (Н) будет формироваться в зависимости от рыночной ситуации на отраслевом рынке.
Если спрос опережает на этом рынке предложение (С > П), то ясно, что величина потребительского заказа (Н) будет складываться по знакам готовности потенциального инвестора финансировать ресурсы всех участников независимо от их достоинств. Потребительский заказ (Н) будет равен сумме ресурсов участников конкурса, т.е.
# =;£>,., (10)
где i от 1 до п — количество участников конкурса.
Совсем иная ситуация складывается под воздействием смещения товарного баланса на отраслевом рынке в пользу покупателя. Превышение предложения над спросом, как и стабильное их равенство, требует от потенциального инвестора проявления способности критически оценивать достоинства конкурирующих ресурсов. Наиболее простой и радикальный подход будет соответствовать случаю, когда планка качества конкурирующего ресурса будет поднята до среднеотраслевого уровня. При этом потребительский заказ (Н) будет равен сумме ресурсов участников конкурса при условии, что ресурс каждого участника конкурса (Ф{) будет больше ресурса среднеотраслевого уровня (Ф):
(И)
Если место гипотетического инвестора занимает конкурентный претендент на собственность, то придется следовать его представлениям о привлекательности ресурсов, формируя соответствующие ограничения и допуски.