Ведущая модальность

Предварительное замечание.

Перед тем, как Вы начнете изучать материалы этого курса, хотел бы сделать одно важное пояснение.

Курс разбит на этапы, которые лучше осваивать строго последовательно.

Каждый опытный тренер знает, что если разбить программу обучения спортсмена на составляющие и каждому навыку выделить ОТДЕЛЬНОЕ время для тренировки этого навыка, то обучение ускоряется МНОГОКРАТНО.

Спортсмен, освоивший каждый навык поочередно, не перескакивая на другой этап, пока он не освоен предыдущий, может за месяц достичь таких же результатов, каких достигает за год спортсмен, пытающийся освоить все навыки сразу.

Точно так же обстоит дело и с заданиями этого курса.

Не торопитесь. Нельзя торопиться. Осваивайте этапы один за одним, без спешки. Уделите каждому этапу свое время, сосредоточьтесь на нем и освойте его.

И тогда, в итоге, объединив все полученные знания и навыки в единую систему, будет получен взрывной эффект – быстрое и простое введение в свое подсознание той программы поведения, которая Вам нужна.

На первом этапе мы усвоим методику построения воздействующей фразы, а на втором этапе – методику введения этой фразы в свое подсознание.


Правила построения воздействующей фразы.

Ведущая модальность.

Фраза, которую мы хотим ввести в подсознание с целью простимулировать в будущем то или иное свое поведение, должна учитывать Вашу ведущую модальность восприятия.

Что такое ведущая модальность и зачем нам ее надо знать.

Под ведущей модальностью в психологии понимается та главная сенсорная система - зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная), соматосенсорная (кинестетическая) - по которой человек воспринимает большую часть поступающей информации.

По признаку ведущей модальности выделяют три типа людей - визуалы, аудиалы, кинестетики:

- ВИЗУАЛ воспринимает основной поток информации через зрительный канал;

- АУДИАЛ воспринимает основной поток информации посредством слуховой системы;

- КИНЕСТЕТИК воспринимает основной поток информации через осязание, запах и вкус.

Это очень важно для нашей дальнейшей работы, ведь для достижения максимального эффекта воздействующей фразы, ее модальность должна совпадать с Вашей ведущей модальностью.

Поэтому нам надо определить, кто Вы - визуал, аудиал или кинестетик. Проще говоря, мы должны определить, на какую сенсорную систему (зрение, слух, осязание) Вы в основном опираетесь в своей речи, в поведении и в мышлении.

Для этого пройдите тест на ведущую модальность.

Пройти тест можно здесь - http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Diagnostika-dominiruyushhej-perceptivnoj-modalnosti-S-Efremceva-1361/Default.aspx

(Или здесь - http://brainmod.ru/tests/typology/perceptual-modality/)

В результате прохождения теста Вы получите таблицу цифр, например вот в такой форме:

Название шкалы Значение
Визуальный  
Аудиальный  
Кинестетический  

Модальность с наибольшим количеством баллов и будет ведущей (например, в данном примере перед нами явно выраженный кинестетик)

На вопросы теста старайтесь отвечать максимально искренне, т.к. варианты построения воздействующей фразы будут зависеть от результатов теста.

Итак, пройдя тест, Вы определили свою ведущую сенсорную систему (модальность).

Для каждой модальности характерны свои особенности.

  Визуал Аудиал Кинестетик
На что в первую очередь обращает внимание - цвет - яркость - объемность - форма - размер - громкость - темп - тональность - тембр - ритм - мышечное чувство - вес - охват - текстура - движение

Ведущая сенсорная система откладывает отпечаток и на речь.

Визуал мыслит образами, по этой причине и слова подбирает соответствующие, например:

Смотреть, фокусировать, представлять, взгляд, цвет, визуализировать, чистый, перспектива, видеть, предвидеть, уточнять, иллюстрировать, раскрывать, иллюзия, показывать, видение, свет и т.п.

Аудиал использует слова, которые описывают звучание:

Говорить, акцентировать, ритм, тон, звучать, глухой, звонить, спрашивать, рассказывать, обсуждать, комментировать, звонкий, слушать, немой, кричать, диссонанс, голос, гармония и т.п.

Кинестетики часто используют такие слова:

Касаться, двигаться, испытывать, чувствовать, давить, теплый, твердый, холодный, контакт, напряжение, трогать, ускользать, мягкий, держать, сжимать, тяжелый, крепкий, ровный, сочный, ощущать, вкладывать и т.п.

Слова своей модальности и нужно нам будет использовать при построении воздействующей фразы.

Визуалу лучше использовать слова, связанные со светом и зрением ("ярко", "прозрачно", "сияние" и т.п.), аудиалу – слова, связанные со звуком ("громко", "ритмично", "звон" и т.д.), а кинестетику – слова, описывающие ощущения ("легко", "горячо", "вкусно" и пр.)

Например, для внушения уверенности визуал может захотеть использовать фразы "ярко сияю уверенностью", аудиал – "звонкие ритмы уверенности", а кинестетик - "заполнен холодной уверенностью" (фразы приведены только для примера).


Вопрос

Наверняка Вы помните известный советский фильм 1985 года "Самая обаятельная и привлекательная", в котором Надя Клюева по совету подруги-социолога стоит перед зеркалом и сама себе внушает "Я самая обаятельная и привлекательная".

Действительно, многие психологи и сейчас рекомендуют использовать этот метод "позитивных утверждений" для того, чтобы убедить себя в чем-то. В психологии это даже получило особое наименование – аффирмации (от лат. affirmatio — подтверждение).

Позитивные утверждения (аффирмации) - это проговаривание самому себе своих желаний так, как будто желание уже сбылось.

Было выработано пять правил составления позитивных утверждений:

1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

2. В утверждении можно использовать только позитивные слова.

3. Утверждение должно быть кратким и в то же время ярким и образным. Избегайте двухсложных слов и размытых понятий.

4. Нужно выбирать утверждения, которые подходит Вам лично.

5. Отрицание не воспринимается на подсознательном уровне, поэтому утверждение не должно содержать отрицаний и частиц "НЕ". Необходимо избегать негативных утверждений.

Вот примеры традиционных "позитивных утверждений": "Я люблю спорт", "Я богат, успешен и здоров", "Я денежный магнит", и т.д.

Считается, что позитивные утверждения - это способ самовнушения, воздействующий на подсознание, и в момент проговаривания этих утверждений наш ум начинает движение к тому, о чем мы заявляем.

Однако опыт многих и многих людей, которые пытались применять этот метод, а затем разуверились в нем, говорит о том, что желанного движения к цели в большинстве случаев не происходит.

А что же происходит вместо этого?

А происходит ярко выраженный конфликт реальности и утверждения.

Разум начинает сомневаться в проговариваемых словах, не верит в них, т.к. они противоречат реальному положению дел.

И рано или поздно неизбежно в голове возникает вопрос: "И что я сейчас делаю? Кого пытаюсь обмануть? Зачем занимаюсь этой ерундой?"

Почему же метод позитивных утверждений не работает?

В апрельском номере журнала Psychological Science за 2010 год было опубликовано интересное исследование.

Группа психологов из двух американских университетов в экспериментах выяснили, что у людей, спрашивающих себя, смогут ли они справиться с задачей, шансы на успех выше, чем у тех, кто убеждает себя в своей способности сделать это.

Проще говоря, экспериментаторы перед выполнением задачи просили одну группу участников внушать себе "Я смогу это сделать".

Участников другой группы они просили задать себе вопрос "Смогу ли я это сделать?"

Выяснилось, что с заданием намного лучше справились те, кто задавал себе вопрос "Смогу ли я это сделать?"

Оказалось, что вопрос намного эффективнее влияет на мотивацию, чем утверждение.

Позже исследователи проверили подобный эксперимент по побуждению студентов заниматься спортом.

Результат повторился - студенты, которых просили задавать себе вопрос "Смогу ли я?" стали намного больше уделять времени занятиям спортом, чем те, кто утверждал "Я смогу".

Вывод из статьи: " задавание вопросов самому себе - более перспективный способ достижения своих целей ".

Вывод, конечно, закономерный. Ведь наше сознание - это великий специалист не по утверждениям, а по обоснованиям.

Приведу один пример, который произвел неизгладимое впечатление на малоизвестного 33-летнего венского врача Зигмунда Фрейда и изменил его судьбу, и судьбу психологии.

В июле 1889 года З.Фрейд направился в город Нанси, чтобы понаблюдать за опытами французского врача И.Бернгейма с отсроченным гипнотическим внушением.

Бернгейм ввел человека в состояние гипноза и внушил ему, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, то должен будет подойти к вешалке, взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись с этим зонтиком по веранде.

Все так и случилось - испытуемый, после того, как проснулся, взял чей-то зонтик, вышел на веранду и дважды там прошелся.

Однако когда его спросили, что он делает, испытуемый ответил, что в этом поведении нет ничего странного, он так часто любит прогуляться с зонтиком и подышать свежим воздухом. На следующий вопрос: "А почему Вы взяли чужой зонтик?", последовал ответ: "Потому что он так похож на мой".

Именно эти объяснения и поразили Фрейда.

Он увидел за этим следующую закономерность: человек совершил поступок по причине ему самому не известной (в данном случае это было внушение), а в последствии придумал объяснение своим действиям, причем при этом он был совершенно искренен.

Фрейд задался вопросом - а не так ли ведут себя люди и в обычном состоянии? Может быть они точно так же совершают поступки под влиянием каких-то сил, а потом вполне правдоподобно и убедительно их оправдывают.

Психологи занялись этим вопросом и убедились, что сознание человек - чемпион по оправданиям. Любой самый нелепый свой поступок человек готов до хрипоты оправдывать и обосновывать. И сознание всегда услужливо подыщет для этого аргументы.

Итак, наше сознание - это специалист по обоснованиям.

Именно поэтому метод позитивных утверждений обычно не работает.

Но достаточно в этот метод внести совсем небольшие изменения, и этот метод начнет работать.

Для этого нужно не утверждать желаемое, а ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ о желаемом.

И тогда сознание в полную силу сможет проявить себя в обосновании.

Давайте возьмем вышеприведенный пример: "Я самая обаятельная и привлекательная".

Теперь вместо утверждения произнесите вслух вопрос: "Почему я самая обаятельная и привлекательная?"

Прислушайтесь к себе.

Это странная фраза не содержит утверждения, а значит не "царапает" сознание. Всегда критично настроенное сознанию ничего не может возразить просто потому, что это вопрос, а не утверждение.

Более того, сознание невольно озадачено поиском ответа на этот вопрос, обоснованием.

И знаете, что самое удивительное? Оно рано или поздно оно найдет подтверждение поставленному вопросу. А это значит, что реальность вокруг Вас начнет меняться.

В этом и заключается метод самовнушения вопросом - не в положительных утверждениях, а в поиске ответов на вопросы.

Метод самовнушений вопросом можно применять во множестве ситуаций.

Например, допустим, Вы не очень любите заниматься физическими упражнениями, но понимаете, что для здоровья хорошо бы начать заниматься хотя бы утренней гимнастикой.

Для того, чтобы постепенно изменить свое отношение к спорту, достаточно построить фразу в форме вопроса: "Почему я люблю делать утреннюю зарядку?".

ПЕРВОЕ ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ к этому методу. Задав себе вопрос - не ждите ответа. Наша задача – то и дело просто задавать выбранный вопрос. Ответы будут приходить сами собой, со временем.

ВТОРОЕ ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ. При составлении вопроса соблюдайте пять правил составления позитивных утверждений, приведенных чуть выше (не использовать отрицания, частицы "не", дискомфортные и неприятные слова и т.д.).

Итак, для наибольшей эффективности воздействующую фразу надо построить в форме вопроса.


1.3. "Золотое сечение".

Воздействующая фраза должна строиться по принципу "золотого сечения", т.е. ключевые слова должны стоять в строго определённом месте – примерно между половиной и 2/3 фразы.

Лингвисты уже давно заметили это правило – если мы хотим что-то внушить, то надо поставить внушаемое слово в месте "золотого сечения".

"Золотое сечение" - это такое деление целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей части равно отношению целого к большей части.

+------------------+------------+

а b

Или, если это выразить математически

a (a+b)

--- = ------- = 1,6180339...

b a

(Если говорить строго, то формула выглядит так (1 + ):2 = 1,6180339...)

"Золотое сечение" - это то, на чем строится гармония естественной природы.

Например, тело и хвост ящерицы разделяются точно по "золотому сечению". Локоть человека делит руку, брови делят лицо, талия делит тело - в точке "золотого сечения".

Спираль урагана, паутина паука, расположение листьев на ветке и мн.др – все эти формы подчинены "золотому сечению".

В повседневной жизни люди ПОДСОЗНАТЕЛЬНО используют "золотое сечение" практически на каждом шагу.

Например, как следует из результатов исследований, человек, подходящий к пустой скамейке, садится на нее не посередине, а как раз примерно в точке "золотого сечения". Кроме того, многие знают, что "золотое сечение" широко используется в архитектуре и искусстве.

Н. А. Васютинский (1990) проанализировал произведения Пушкина, и пришел к выводу о том, что "совпадение кульминационных моментов в произве­дениях прозы у А. С. Пушкина с золотой пропорцией удивительно близкое, в пределах 1-3 строк. Чувство гармонии у него было раз­вито необыкновенно, что объективно подтверждает гениальность великого поэта и писателя".

Лингвистами и психологами было проведено много подобных исследований, и оказалось, что все талантливые художественные и музыкальные произведения обладают этой особенностью - кульминация приходится на "золотое сечение".

Эта особенность воздействия ключевой фразы трактуется современной психологией так: " информация, которая содержится в точке золотого сечения, влияет непосредственно на подсознание, минуя сознание" (И.Ю.Черепанова, 1995).

В 1974 г. А.П.Журавлев провел исследование и анализ 280 заговоров, общим объемом 16 160 слов.

Как оказалось, "золотое сечение" в большинстве заговоров совпадает с кульминацией текста и делит эти тексты на две неравные части с раз­личной основной мыслью.

Для иллюстрации приведу два заговора на похудение.

Заговор 1:

"Как ты, месяц, на убыль идешь,

Так и я на убыль пойду.

С тела бела, сало, иди на свинью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

В заговоре 28 слов. "Золотое сечение" 28:1,618 = 17, т.е. падает на фразу "сало, иди на свинью".

Заговор 2:

"Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое поле. И встану я лицом к зори. И помолюся, и поклонюся двум зорям, двум сестрам: утренней зоре Ульяне, вечерней - Маремьяне. Утренняя зоря Ульяна, вечерняя зоря Маремьяна, а вы возьмите-ка у меня полноту и сало, а снесите-ко ее за окиан-море. За океан-морем все примут. Там для вас напечено и наварено. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

На примере этого заговора покажу, как проще всего найти место "золотого сечения" в любом тексте.

1) Подсчитываем количество слов. В наше время слова не обязательно считать самому. Достаточно открыть чистый лист (т.е. создать "новый документ") Microsoft Word и скопировать в него этот текст. Программа сама покажет статистику (обычно в нижнем левом углу) - количество слов в этом тексте. В данном тексте – 74 слова.

2) Высчитываем номер слова в месте "золотого сечения", для этого общее количество слов разделим на 1,618. В данном случае 74: 1,618 = 45

3) Находим это слово. В нашем случае ключевым будет 45-ое слово. Постепенно удаляя в тексте слова и отслеживая в нижнем левом углу листа Microsoft Word статистику слов в тексте, определим, что 45-ым словом будет слово " возьмите-ка".

Т.е. кодирующей фразой, стоящей в точке золотого сечения, будет " а вы возьмите-ка у меня полноту ".

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Для небольших текстов имеет смысл найти не столько ключевое слово, сколько ключевую букву (или знак). Для этого в статистике Microsoft Word посмотрите количество знаков (включая пробелы) текста, разделите количество знаков на 1,618 и, последовательно удаляя знаки (начиная с конца текста), найдите ключевую букву. Фраза в пространстве этого знаки и будет ключевой.

Правило "золотого сечения" очень давно и эффективно используются в религиозных практиках.

Например, широко известна главная воздействующая фраза православия – "Иисусова молитва".

Есть два варианта произнесения Иисусовой молитвы:

"Господи Иисусе Христе, помилуй меня".

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного".

Если подсчитать количество знаков, то обнаружится, что в обоих случаях "золотое сечение" приходится точно на раздел (пробел и запятая) между словами " Христе, помилуй " (во втором случае – точно между словами " Божий, помилуй ").

Т.е. ключевой фразой является " Христе, помилуй " (" Божий, помилуй ") - именно она стоит в месте "золотого сечения", т.е. именно она попадает в подсознание.

Давайте подумаем, к какому воздействию на поведение может привести введение слова " помилуй " в подсознание.

Без сомнений, основное воздействие этого слова – вызов состояния смирения, что в итоге формирует мировоззрение бескорыстия, аскетизма и прощения.

Не удивительно, что известные православные подвижники (Сергей Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и многие, многие другие) постоянно практиковали эту молитву и советовали ее практиковать прихожанам.

Вот, например, что пишут очевидцы в воспоминаниях о Серафиме Саровском: "Преподобный Серафим, давал те же наставления о молитве всем приходящим к нему - и монахам, и мирским, и говорил:

"Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". И в этом да будет все твое внимание и обучение.

С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Св. Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте " (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82-83).

Кстати, интересен еще и такой факт. В православии, при пострижении в монашество, когда новопостриженному даются четки, постригающий говорит:

"Приими брате меч духовный Иже есть глагол Божий, Его же и посей во устах твоих Во уме же и сердце и глаголи непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго ".

Таким образом, всякому иноку эта молитва дается как наставление, как заповедь, как прямое руководство к действию.

Т.е. Отцами Православной Церкви считается, что Иисусова молитва является самым верным способом исполнение всех заповедей, высказанных в Новом Завете.

И это вполне обоснованно. Постоянное введение в подсознание слова "помилуй" автоматически приводит к поведению, изложенному в Новом Завете: такой человек не будет стяжателем или мошенником, не возжелает чужого имущества или жены, никого несправедливо не обидит и не оскорбит.

Я привел этот пример с одной важной целью – при составлении воздействующей фразы будьте очень внимательны: воздействие ключевого слова, стоящего в точке "золотого сечения" – очень мощное.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: