Гигиена детей и подростков - это учебная дисциплина, которая занимается гигиеническими проблемами детства и юношества. По данным Федеральной службы государственной статистики в России проживает свыше 33 млн детей, подростков и молодежи в возрасте до 19 лет (включительно), а это более 25% населения страны.
(слайд 2) Основная особенность детей и подростков заключается в том, что, в отличии от взрослых, их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени, по сравнению со взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействие весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться незаметными и незначительными.
Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека заключается в том, что внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на его развитие и дальнейшее существование.
|
|
Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.
Однако сохранение и укрепление здоровья, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное - благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребёнка.
(слайд 3) Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.
(слайд 4). Нормирование в гигиене детей и подростков - это научно обоснованное определение характеристик факторов, воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом нормируется интенсивность и длительность воздействия, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие. Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие.
|
|
Основанием для установления гигиенических норм воздействия изучаемых факторов служит функциональное состояние организма детей при разной интенсивности и длительности воздействующих факторов.
(слайд 5). Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования.
1. Специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью в них) для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы.
2. Непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, каждому из которых свойственен определенный, именно ему присущий уровень чувствительности к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми.
3. Развивающая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и способствуют наилучшему развитию.
4. Дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.
На каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам воздействий окружающей среды, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.
(слайд 6). Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов:
- здоровье детей и подростков;
- гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня;
- гигиена физического воспитания;
- гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;
- гигиена питания детей и подростков;
- гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков;
- гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;
- медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.
(слайд 7). Основным методом в гигиене детей и подростков является метод естественного гигиенического эксперимента. В дополнение к нему обычно применяется метод лабораторного эксперимента. Широко используется метод гигиенического наблюдения. Обработка и анализ полученных в ходе исследований материалов невозможны без использования санитарно-статистического метода. В дополнение ко всем этим методам в настоящее время широко применяется современный математический аппарат - методы математического прогнозирования.
Основоположниками, теоретиками и крупными организаторами современной отечественной гигиены детей и подростков являются профессора А.В. Мольков, С.М. Громбах, академики РАМН Г.Н. Сердюковская и А.Г. Сухарев.
(слайд 8). Альфред Владиславович Мольков (1870-1947) - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Профессор А.В. Мольков - выпускник медицинского факультета Московского университета, земский врач, талантливый организатор и знаток санитарного просвещения, основоположник отечественной школьной гигиены. Им сформулированы цели и задачи, определены основные пути научно-исследовательской и педагогической работы в области школьной гигиены, написаны первые учебник и руководство к практическим занятиям студентов по школьной гигиене. Особый интерес и сегодня представляют динамические исследования физического развития детей различных национальностей. Эти исследования положили начало повсеместному изучению динамики здоровья детского населения. Много исследований А.В. Молькова посвящено изучению детского общественного питания, гигиеническому обоснованию строительства, благоустройства и оборудования школ и детских учреждений, дошкольному обучению и воспитанию.
|
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ (слайд 1).