Транспортные затраты представляют собой денежное выражение стоимости перемещения в пространстве.
Если мы не рассматриваем персональные предпочтения лиц, определяющих наилучшее место для размещения, величина производственных затрат и размещение конкурентов (фактор спроса) постоянны, то выбор места для размещения определяется величиной транспортных затрат. Максимальная прибыль для предприятия обеспечивается в том месте, где транспортные затраты минимизируются.
Факторами, определяющим величину транспортных затрат, являются вес сырья и готовой продукции, подлежащих транспортировке, расстояния, на которые перевозятся сырье и готовая продукция, и транспортные тарифы.
Для анализа распределения сырья и материалов и характера их производственного использования вводятся два основных вида сырья:
материалы повсеместного распространения,
локализованные материалы.
К первым относятся сырьевые материалы, более или менее равномерно размещенные по всей изучаемой территории, к локализованным относятся те виды, которые по природно-географическим или экономическим причинам могут быть вовлечены в производство только в определенных местах.!
В рамках теории Вебера для поиска оптимального места для размещения производства вводятся понятия "склад" и "штандортная фигура". "Складом" называется место получения исходных материалов (добычи или производства). Для каждого места потребления по каждому виду продукции можно построить геометрическую фигуру, образованную взаиморасположением п "складов" и местом потребления. Это сочетание названо Вебером "штандортной фигурой".
В случае двух "складов" (М, и М2) и одного места потребления (К) "штандортную фигуру" образует треугольник М]М2К (рис. 1).
Для поиска оптимального по транспортным затратам штандорта учитывается соотношение транспортных затрат на доставку потребляемых локализованных материалов и на доставку до места потребления готовых продуктов. Отношение веса локализованных материалов к весу продукта называется материальным индексом. Общий вес грузов, перевозимых от складов к месту производства и от него к местам потребления, называется штандортным весом. Веса, соответствующие различным компонентам, представляют те силы, с которыми различные вершины углов штандортной фигуры притягивают к себе штандорт производства.
На основе этого подхода Вебер выявил некоторые общие закономерности размещения промышленности под влиянием транспортного фактора, которые справедливы и для современного размещения:
1.При использовании только материалов повсеместного распространения производство ориентируется на места потребления;
2.При использовании одного локализованного материала про-во может находиться в любом месте между пунктом добычи сырья и потребления;
3.Размещение пр-ва при использовании разных видов сырья зависит от материального индекса, т.е. от соотношения веса используемого сырья и готовой пр-ции.
В зависимости от количества используемых в производстве сырьевых ресурсов отрасли могут быть разделены на материалоемкие и нематериалоемкие. В общем случае материалоемкие отрасли тяготеют к источникам сырья, нематериалоемкие могут размещаться у источника сырья или около рынка.