Роль и место России в глобальной энергетической экономике

Учебные вопросы.

Энергетическая безопасность. Роль и место России в глобальной энергетической экономике. Анализ положения России на мировом рынке энергоресурсов. «Северный поток» и «Южный поток» Энергетические угрозы, влияющие на пространство безопасности стран СНГ. Атомные элекростанции. Положение с безопасностью на трубопроводах, гидроэлектростанциях России. Ветряная энергетика. Международно-правовое обеспечение безопасности. Перерастание энергетических и транспортных проблем Каспия в военно-техническое противоборство. Интересы США, Евросоюза к углеводом в Каспийско – Кавказском регионе. Направления деятельности США в энергетическом плане в СНГ. Проблемы раздела Каспия. Транспортные проблемы Каспия и варианты транспортировки углеводородов. Сухопутный транспорт. Развитие транспортных потоков морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Проект Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г. Трубопроводный транспорт.

Темы для курсовых работ и рефератов.

1.Энергетические угрозы, влияющие на пространство безопасности стран СНГ.

2.Международно-правовое обеспечение энергетических и транспортных проблем.

3.Интересы США, Евросоюза к углеводом в Каспийско – Кавказском регионе.

4.Перерастание энергетических и транспортных проблем Каспия в военно-техническое противоборство.

5. Проблемы раздела Каспия.

6 Развитие транспортных потоков морского, железнодорожного и автомобильного транспорта

Доклады к семинару. Энергетическая безопасность. Роль и место России в глобальной энергетической экономике. Анализ положения России на мировом рынке энергоресурсов Энергетические угрозы, влияющие на пространство безопасности стран СНГ. Интересы США, Евросоюза к углеводом в Каспийско – Кавказском регионе. Перерастание энергетических и транспортных проблем Каспия в военно-техническое противоборство. Международно-правовое обеспечение безопасности. Проблемы раздела Каспия. Транспортные проблемы Каспия и варианты транспортировки углеводородов.

Вопросы для экзамена.

Анализ положения России на мировом рынке энергоресурсов. Энергетические угрозы, влияющие на пространство безопасности стран СНГ. Положение с безопасностью на трубопроводах России. Международно-правовое обеспечение безопасности. Транспортные проблемы Каспия и варианты транспортировки углеводородов. Развитие транспортных потоков морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Проект Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.

Литература. Михал Виганский. Политическая газификация. Время новостей N°196, 25 октября 2006.

Василий БЕЛОЗЕРОВ. Страсти по воде

Какие ресурсы будут наиболее востребованы в будущем? http://www.vremya.ru/print/229100.html

Даниялов Марат. Угроза из глубин. Российское военное обозрение.№11,29 ноября 2004.

Коэн Ариэль. Энергетическая безопасность Центральной Азии и интересы США.

Свиридоав Владимир. Притяжение Каспия. Красная звезда.2005.25 июня. С.5

Мусин Равиль. Форум в Тегеране. Гудок. http://www.gudok.ru/index.php/print/21783 (последне посещение 09.марта 2007г)

Сапрыкин. Иран как экспортер природного газа на Южный Кавказ. 1 марта 2005 года.. Кавказ и Центральная Азия. http://uceps.org.ua/ua/show/775/.[1]

Д.И. Кобызев. Российско-израильское сотрудничество в топливно-энергетическом секторе. http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/15-11-06.htm

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности выступает в качестве одной из основных задач энергетической политики российского государства. Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Нормативно-правовую основу энергетическая безопасность составили Законы Российской Федерации и Указы Президента РФ, другие законодательные и нормативные государственные акты и ведомственные документы, материалы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, государственной, региональной и отраслевой статистики, разработки и статистические материалы, законодательные акты Российской Федерации в области обороны, внешней политики, национальной безопасности. Среди них следует особо выделить Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Концепцию внешней политики Российской Федерации, Энергетическую стратегию России на период до 2020 г.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в которой были сформулированы важнейшие направления политики российского государства была утверждена Указом Президента в декабре 1997 г. В третьей главе документа, содержащей анализ угроз национальной безопасности РФ отмечается, в частности, что «угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры»[1].

В Концепции внешней политики Российской Федерации содержатся важные положения, касающиеся защиты национальных интересов российского государства на международной арене. Одной из приоритетных задач внешней политики РФ в документе провозглашается минимизация рисков, связанных с интеграцией в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической, энергетической и продовольственной безопасности страны. В качестве важнейших целей государственной деятельности в Концепции внешней политики обозначено наращивание потенциала и модернизация топливно-энергетического комплекса, поддержка репутации ответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечение устойчивого развития отечественной экономики и содействие сбалансированности мировых энергорынков. Внешняя политика российского государства, в соответствии с положениями документа, призвана укреплять «стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивать диалог со странами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципах обеспечения энергобезопасности, зафиксированных в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» 2006 года, и исходя из того, что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должны последовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечению стабильности спроса и надежности транзита»[2].

Проблемам обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации уделяется важное место и в утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. Стратегии национальной безопасности на период до 2020 г. В документе подчеркивается принципиальная важность контроля над источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии, являющегося одной из важнейших составляющих мировой политики. Энергетические проблемы, и, в частности, дефицит топливно-энергетических ресурсов, признаются в качестве одной из главных угроз безопасности Российской Федерации. В пункте 60-м особо подчеркивается, что «одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность». Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности, в этой связи, обозначаются «многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.
Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения»[3].

Роль и место России в глобальной энергетической экономике.

Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора осуществляется на следующих принципах:

- последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;

- заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;

- обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере[4].

Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования основных составляющих государственной энергетической политики. К числу таких составляющих относятся прежде всего недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе.

Главным инструментом осуществления указанной политики будет комплекс мер экономического регулирования: ценового (тарифного), налогового, таможенного и антимонопольного. Создание непротиворечивой и гибкой системы экономического регулирования относится к числу важнейших предпосылок экономической эффективности энергетической политики.

При проведении энергетической политики государство в полной мере также будет использовать свои права собственника недр и активов в ТЭК. Для повышения эффективности этого процесса предусматриваются реструктуризация и акционирование государственной собственности в данной сфере сосредоточением ее преимущественно в системообразующих секторах ТЭК (транспортная инфраструктура) и объектах повышенной опасности (атомная, гидроэнергетика и др.) с приватизацией других активов, прежде всего не находящихся под действенным контролем государства.

Основой реализации энергетической политики государства будет постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Ее совершенствование пойдет по пути дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: