Международная безопасность в широком смысле – это такой миропорядок, в котором любой субъект международного права чувствует себя в безопасности в любой сфере (военной, политической, информационной и т.д.)
Международная безопасность в узком смысле – военно-политическая безопасность.
Право международной безопасности – это совокупность принципов и норм, регулирующих вопросы военно-политической безопасности, а именно, вопросы предотвращения вооруженных конфликтов, меры, направленные на поддержание международной безопасности и вопросы разоружения.
Устав ООН является кодифицирующим источником данной отрасли, где сформулированы специальные принципы международной военно-политической безопасности. Также к источникам можно отнести универсальные международные договоры, направленные на ограничение распространения наиболее опасных видов оружия, также к источникам относятся региональные договоры о коллективной безопасности государств, также имеют значение некоторые двусторонние договоры между наиболее развитыми в военно-политическом плане государствами (СССР – США, РФ – США).
|
|
К специальным принципам отрасли относятся:
1. Принцип неделимости международной безопасности: угроза безопасности одного или нескольких государств может повлечь угрозу безопасности для мира в целом.
2. Недопустимость обеспечения безопасности за счет других государств.
3. Принцип соотношения универсальной и региональной систем мировой.
Существует 2 вида военно-политической безопасности:
1) индивидуальная;
2) коллективная.
Индивидуальная военно-политическая безопасность существует на основании права любых государств защищать свой суверенитет (ст. 50-51 Устава ООН).
Коллективная безопасность урегулирована Уставом ООН и главную ответственность за коллективную безопасность Устав возлагает на Совет безопасности. В соответствии с уставом ООН только Совбез имеет право давать юридическую квалификацию таким событиям как угроза международному миру и безопасности, нарушение международного мира и безопасности и агрессия.
Для поддержания международного мира и безопасности Совбез наделяется существенными властными полномочиями, которые подразделяются на невоенные и военные. К невоенным относятся: разрыв дипломатических отношений, разрыв транспортных отношений, отношений связи, торговых отношений и т.д. Перечень таких действий не исчерпывающий.
Военные меры подразделяются на пассивные и активные. Пассивные военные меры – это: военная блокада (чаще всего военно-морская), миротворческие операции, демонстрация силы.
Активные меры – подавление актов агрессии при помощи вооруженных сил. Осуществляется посредством государств-членов ООН. (против КНДР, в 90г.- против Ирака).
|
|
Региональные системы коллективной безопасности создаются на основании специальных договоров, которые не могут противоречить Уставу ООН. Военно-политическую деятельность региональные системы коллективной безопасности могут осуществлять только на территории государств-членов этой системы коллективной безопасности. Принудительные меры они могут осуществлять только при согласовании с Советом безопасности ООН.
Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Членами ОБСЕ являются 55 государств, в том числе все центрально-азиатские — бывшие республики СССР, а также США и Канада.
В рамках ОБСЕ приняты Хартия европейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе.
Существенное значение для обеспечения европейской безопасности имеет Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 г. В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать параметры вооружений, обусловленные Договором.
Другой пример формирования региональной системы коллективной безопасности — в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ее участниками являются шесть государств: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения безопасности в регионе расположения государств-участников.
Еще одним примером обеспечения коллективной безопасности в определенном регионе является деятельность созданной в начале XXI в. Организации Договора о коллективной безопасности государств — участников СНГ. Эта Организация оказалась востребованной народами государств-участников, поскольку в период возрастания вызовов и угроз международной и региональной стабильности отвечает коренным интересам обеспечения военно-политической безопасности в Евро-Азиатском регионе.