1. Общая тревожность в школе 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48, 49,50,51,52,53,54,55;56,57,58
сумма = 22 балла
2. Переживание социального 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44
стресса сумма = 11 баллов
3. Фрустрация потребности 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43
в достижении успеха сумма = 13 баллов
4. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45
сумма = 6 баллов
5. Страх ситуации перед 2,7,12,16,21,26
проверкой знаний сумма = 6 баллов
6. Страх несоответствовать 3,8,13,17,22
ожиданиям окружающих сумма = 5 баллов
7. Низкая физиологическая 9,14,18,23,28
сопротивляемость стрессу сумма = 5 баллов
8. Проблемы и страхи в отно- 2,6,11,32,35,41,44,47
шениях с учителем сумма = 8 баллов
Содержательная характеристика каждого синдрома (шкалы):
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психической фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Приложение 4
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ
(Диагностика различных форм проявлений агрессивности)
- Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
- Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
- Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы да нет
- Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
- Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
- Если я не одобряю чье-то поведение, то даю ему это понять да нет
- Когда мне случалось обмануть кого-нибудь,
я испытывал мучительные угрызения совести да нет
- Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
- Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
- Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
- Если мне не нравится установленное правило,
мне хочется нарушить его да нет
- Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными
- обстоятельствами да нет
- Я держусь настороженно с людьми, которые относятся
ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
- Я часто бываю не согласен людьми да нет
- Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
- Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
- Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда
поступаю ему наперекор да нет
- Меня немного огорчает моя судьба да нет
- Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
- Я не могу удержаться от спора, если люди
не согласны со мной да нет
- Люди, увиливающие от работы, должны
испытывать чувство вины да нет
- Тот, кто оскорбляет меня и мою семью,
напрашивается на драку да нет
- Я не способен на грубые шутки да нет
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю все,
чтобы они не зазнавались да нет
- Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь,
кто мне не нравится да нет
- Довольно многие люди завидуют мне да нет
- Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
- Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
- Люди, которые постоянно изводят Вас, заслуживают
того, чтобы их щелкнули по носу да нет
- Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,
я не расстраиваюсь да нет
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
- Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
- Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям да нет
- Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
- Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
- Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
- Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
- Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел да нет
- Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» да нет
- Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все,
что я о нем думаю да нет
- Я делаю много того, о чем в последствии сожалею да нет
- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
- С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
- Я часто чувствую себя как пороховая бочка,
готовая взорваться да нет
- Если бы все знали, что я чувствую, меня все
бы считали человеком, с которым нелегко общаться да нет
- Я всегда думаю о том, какие тайные причины
заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
- Когда на меня кричат, я начиная кричать в ответ да нет
- Неудача огорчает меня да нет
- Я дерусь не реже и не чаще, чем другие да нет
- Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол,
что хватал попавшую под руку вещь и ломал ее да нет
- Иногда я чувствую, что первый готов начать драку да нет
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
- Раньше я думал, что большинство людей говорит правду,
но теперь я в это не верю да нет
- Я ругаюсь только со злости да нет
- Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
- Если для защиты своих прав мне нужно применить
физическую силу, я применяю ее да нет
- Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
- Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне
не нравятся да нет
- У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
- Я не умею поставить человека на место, даже если он
этого заслуживает да нет
- Я часто думаю, что жил неправильно да нет
- я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
- Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
- Мне редко приходит в голову, что люди пытаются
разозлить или оскорбить меня да нет
- Я часто только угрожаю людям, хотя и не
собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
- В последнее время я стал занудой да нет
- В споре я часто повышаю голос да нет
- Я обычно стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям да нет
- Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет
Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.
- Физическая агрессия: 5. Обида:
«да» - № 1,25,33,48,55,62,68 «да» - № 5,13,21,29,37,51,58
«нет»-№9,17,41 «нет»-№44
- Косвенная агрессия: 6. Подозрительность:
«да» - № 2,18,34,42,56,63 «да» - № 6,14,22,30,38,45,52,59
«нет»-№10,26,49 «нет»-№65,70
- Раздражение: 7. Вербальная агрессия:
«да» - № 3,19,27,43,50,57,64,72 «да» - № 7,15,28,31,46,53,60,71,73
«нет»-№11,35,69 «нет» -№39,66,74,75
- Негативизм: 8. Чувство вины:
«да» - № 4,12,20,23,36 «да» -№8,16,24,32,40,47,54,61,67
Индекс общей агрессии равен сумме шкал 1,3,7
Индекс враждебность равен сумме шкал 5,6