Х'- s.wi


г'- в,о«


Рнс.6.13. х3 критическое аначенне на 5%-ном уровне значимости при двух степенях свободы


Гл. 6. Статистический вывод 2: испытание гипотез



Поскольку

8.06 >х2 0.05,2 = 5,991,

результат статистически значим на 5%-ном уровне. Мы отклоняем Н0 на этом уровне и принимаем Н,. Мы можем быть вполне уверены, что данные указывают на связь между заявлениями, в которых отмечается личный ущерб, и размером страхуемой машины. На этой ступени мы не знаем, какой это вид связи. Компания считает, что она получает больше заявлений о личном ущербе при страховке машин маленьких размеров. Чтобы убедиться так ли это, покажем составляющие X2 (табл.6.11.).

Таблица 6.11. Различия между наблюдаемыми и ожидаемыми частотами

Тип заявления Размер страхуемой машины
маленький средний большой
Есть личный ущерб Нет личного ущерба + 15,9 - 15,9 -5,7 + 5,7 - 10,2 + 10,2

Таблица подтверждает подозрения компании: число заявлений о личном ущер­бе больше, от владельцев маленьких машин. Учитывая сверхзатраты на заявления о личном ущербе, компания должна пересмотреть свою политику начислений.

LJ Пример 6.18. Международная фирма подготовки бухгалтеров принимает 150 выпускников школ для обучения бухгалтерским методам по результатам персо­нальной беседы с каждым кандидатом. Управляющий хочет сравнить результаты обучения во время первого года обучения со школьным аттестатом, чтобы выяс­нить, есть ли между ними связь. Собранные данные приведены ниже:

Таблица 6.12. Наблюдаемые частоты

Результаты обучения Школьный аттестат
хорошо средне плохо
Хорошо Средне Плохо 18 39 6 12 34 И 5 18 7

Решение

Для начала мы должны установить подходящую нулевую гипотезу. Н0 должна быть так выбрана, что бы мы смогли рассчитать ожидаемые частоты. Если мы предполагаем, что нет связи между результатами обучения в первом году и школьным аттестатом, то будем ожидать частоты обучающихся в таблице сопря­женности пропорционально общим числам в каждой категории.


192 Ч. 2. Анализ данных как составная часть принятия решений

Н0: Нет связи между результатами обучающихся первый год и их конечными оценками в школе.

Н,: Имеется некоторая связь между результатом обучения и аттестатом.

Будем испытывать гипотезу на 5%-ном уровне значимости, используя х2 критерий с (3 - 1)(3 - 1) = 4 степенями свободы.

Причем все наблюдаемые частоты не менее 5.

Для расчета проерочной величины х мы определяем общее число обучающих­ся каждой категории и используем это для нахождения ожидаемых частот.

Таблица 6.3. Общее число обучающихся в каждой категории

Результаты обучения Школьный аттестат
хороший средний плохой итого
Хорошие Средние Плохие 18 39 6 12 34 5 18 7 35 91 24
Итого        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: