г'- в,о«
Рнс.6.13. х3 критическое аначенне на 5%-ном уровне значимости при двух степенях свободы
Гл. 6. Статистический вывод 2: испытание гипотез
Поскольку
8.06 >х2 0.05,2 = 5,991,
результат статистически значим на 5%-ном уровне. Мы отклоняем Н0 на этом уровне и принимаем Н,. Мы можем быть вполне уверены, что данные указывают на связь между заявлениями, в которых отмечается личный ущерб, и размером страхуемой машины. На этой ступени мы не знаем, какой это вид связи. Компания считает, что она получает больше заявлений о личном ущербе при страховке машин маленьких размеров. Чтобы убедиться так ли это, покажем составляющие X2 (табл.6.11.).
Таблица 6.11. Различия между наблюдаемыми и ожидаемыми частотами
Тип заявления | Размер страхуемой машины | ||
маленький | средний | большой | |
Есть личный ущерб Нет личного ущерба | + 15,9 - 15,9 | -5,7 + 5,7 | - 10,2 + 10,2 |
Таблица подтверждает подозрения компании: число заявлений о личном ущербе больше, от владельцев маленьких машин. Учитывая сверхзатраты на заявления о личном ущербе, компания должна пересмотреть свою политику начислений.
|
|
LJ Пример 6.18. Международная фирма подготовки бухгалтеров принимает 150 выпускников школ для обучения бухгалтерским методам по результатам персональной беседы с каждым кандидатом. Управляющий хочет сравнить результаты обучения во время первого года обучения со школьным аттестатом, чтобы выяснить, есть ли между ними связь. Собранные данные приведены ниже:
Таблица 6.12. Наблюдаемые частоты
Результаты обучения | Школьный аттестат | ||
хорошо | средне | плохо | |
Хорошо Средне Плохо | 18 39 6 | 12 34 И | 5 18 7 |
Решение
Для начала мы должны установить подходящую нулевую гипотезу. Н0 должна быть так выбрана, что бы мы смогли рассчитать ожидаемые частоты. Если мы предполагаем, что нет связи между результатами обучения в первом году и школьным аттестатом, то будем ожидать частоты обучающихся в таблице сопряженности пропорционально общим числам в каждой категории.
192 Ч. 2. Анализ данных как составная часть принятия решений
Н0: Нет связи между результатами обучающихся первый год и их конечными оценками в школе.
Н,: Имеется некоторая связь между результатом обучения и аттестатом.
Будем испытывать гипотезу на 5%-ном уровне значимости, используя х2 критерий с (3 - 1)(3 - 1) = 4 степенями свободы.
Причем все наблюдаемые частоты не менее 5.
Для расчета проерочной величины х мы определяем общее число обучающихся каждой категории и используем это для нахождения ожидаемых частот.
Таблица 6.3. Общее число обучающихся в каждой категории
Результаты обучения | Школьный аттестат | |||
хороший | средний | плохой | итого | |
Хорошие Средние Плохие | 18 39 6 | 12 34 | 5 18 7 | 35 91 24 |
Итого |
|
|