Условия, для которых составлялась задача линейного программирования, неизбежно изменяются. Чаще всего эти изменения предполагают повторное выполнение формализации задачи, но должна существовать возможность идентифицировать воздействие незначительных изменений на решение исходной задачи. 6 этом разделе мы рассмотрим изменения коэффициентов целевой функции. Если цель состоит в максимизации еженедельного дохода, то изменение стоимости сырья приведет к изменению значений коэффициентов целевой функции.
В задаче о портфеле ценных бумаг, когда целью является максимальная ежегодная отдача инвестиций, на коэффициенты целевой функции может воздействовать изменение процентной ставки, происшедшее в одном из объектов вложения инвестиций.
Рассмотрим ситуацию, Когда один из коэффициентов целевой функции изменяется во времени. Предположим, что
Р = ах + 4у (ф. ст. в неделю)
целевая функция, максимизирующая прибыль в задаче линейного программирования, где 4 — прибыль от выпуска единицы продукции Y (ф. ст.), а — прибыль от выпуска единицы продукции X (ф. ст.). Прибыль от продукции X может меняться. Предположим, что существует графическое изображение данной задачи, в котором значения переменных х и у отложены на соответствующих осях координат. Полезно переписать целевую функцию таким образом, чтобы у являлось зависимой переменной:
у = Р/4 - (а/4)х.
Линия уровня целевой функции пересекает ось ординат в точке Р/4, а тангенс угла ее наклона равен - (а/4). Точка пересечения линии уровня с осью ординат не зависит от значения параметра а, однако угол ее наклона увеличивается с ростом а, и наоборот. Иными словами, с изменением параметра а линия уровня поворачивается. Незначительные перемещения ее в любом направлении обычно не приводят к изменению оптимальной крайней точки. Однако в результате более значительных изменений угла наклона линии уровня может появиться новая оптимальная крайняя точка. Полезно определить промежуток значений параметра а, для которых некоторая крайняя точка допустимого множества является оптимальной. Аналогичным
Гл. 12. Линейное программирование