В российской экономике принято рассматривать термины “предприятие” и “фирма” в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действительности. В зарубежной практике эти понятия различают. За рубежом предприятие не обязательно является собственником.
Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными путями:
1) Фирма как бы “тиражирует” оптимальный тип предприятия на разных территориях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное производство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т.д.
2) Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т.д.).
Конкретные пути реализации отношений:
а) горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые производят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увеличивается;
б) вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;
в) конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.
В данной работе термины “предприятие” и “фирма” для упрощения принято считать синонимами.