Каким образом - даем - включаем больного в речевую деят. кот позволяет его растормозить. Попытки разговора с больным, используем приемы
Прием порядкового счета -
просим совместно с нами считать. Это м б связано с пересчитываем предметов. Это идет на непроизвольном уровне
Прием пения.
Тут с одной стороны - эффективно для общего растормаживания. С др стороны помогает больному поверить в себя. Чел видит. что может что-то говорить. Даже при груб формах м б сохранно пение.
И эмоциональное влияние
Применяется даже в реанимации.
Акцентируем внимание - как хорошо получается. Даем положит обр связь. Обр связь на первом этапе должна быть всегда положительная. Надо подбодрить, внушить веру в его силы. И в наши силы
Может использоваться прием заканчивания фразы
Даем больному упроч фразу - стихотворение, и чел ее заканчивает
Ритмико - мелодич прием.
Просим повторить фразу и включаем отстукивание рукой - ритмика больше сохранна при нарушениях
Еще на той стадии прием игр.
В зав от сост играем в разные игры. Мы отвлекаем от произносительной стороны речи, переключаем на непроизвольный уровень. В процессе м актуализироваться слова и даже фразы. Если выскочила - обращаем внимание на это. На то, что он может говорить. Всеми силами формируем у него уверенность
В любой афазии несколько мех. С одной стороны эти мех. с другой стороны психогенные.
Бывает, что вроде речь восстанавливается, а потом, хотя говорит хорошо дома. на люди не выходит, в магазине ничего не м сказать - возникает страх речи.
Гл задача растормозить и дать уверенность
Опора на автоматизир - рядовая, упроч. ритмы
Всегда смотрим, что сохранно. Бывают больные. кот не знают песен, стихов.
Это первая стадия - добиваемся автоматизир речи
2. Постепенно переходим на вторую стадию
Задача кот - восстановление активного произнесения отдельных слов.
Здесь на этой стадии материалом для работы явл рядовая речь, с кот работали на первой стадии.
Гл методом явл метод последовательной активации речевой деятельности.
Рассмотрим его суть. Мы работаем используя непроизвольные ряды, пение.
Задача -работая с тем, что сохранно, постепенно переводим на более произвольный уровень, с непроизвольного поднимался выше. Каким образом? Мы вносим в деят элемент произвольности - очень маленький.
Первая задача - произносит одно слово шепотом, другое громче. И т д
Постепенно одно вслух, др про себя. Можно включать доп опоры. Можно попросить отстукивать ритм - это тоже будет помогать
В рез больной получает возможность более произвольно произносить отдельные слова
Если раньше только весь ряд или все стихотворение - теперь ряд про себя, а одно слово вслух
Если его раньше спросили какое число - он молчал. Сейчас может про себя проговорит ряд и сказать слово
Патологич инертность больных –
это сложная вещь. Даем задания, кот больной может выполнить. Самое главное - каждое задание должно помогать что-нибудь достигнуть и вселяло уверенность. Часто больные старательные, но логопеды не учитывают степень нарушений и дают сложные дом задание - это не очень хорошо. Сложные задания надо давать, но отслеживать насколько хорошо оно выполняется. Если он не сможет - это м привести боязни речи. Надо приходить на помощь. Весь процесс нами контролируется.
Сущ много иностранных методик. кот считают, что м помогать восстанавливать речь без специалистов - это очень сомнительно. Больной не может оставаться один на один с компьютером. Любое действие у него м вызвать трудности
Патологич инертность - напр считаем числовой ряд 1 2 3 4 5. Потом другое действие. Часто он опять вместо другого задания повторяет этот ряд 1 2 3 4 5
Надо ослаблять стереотип, переключать на речевую деятельность
Переходим от непроизвольного стереотипа к произвольному
Может использоваться уникальный метод, кот разработала Ц - метод фишек
Он предназначен для восст при динамич афазии
Карточки являются - вынос вовне структуры фразы
При эффер - он помогает включить движение руки в процесс переключения. Это способствует преодолению инертности
Есть метод преодоления заикания.
Был недавно разработан - речь связывается с движением руки. Это движение включается в плавность речепроизнесения. Есть очень хорошие результаты. Методика по структуре опирается на законы нейропсихологии.
На этой же второй стадии используется метод семантич связей слова.
В чем суть - слова в сознании нах в опред структурах - семантич полях. Связано с др словами. Каждое является узлом в сложной системе связей. При различ наруш связи слова нарушаются. Если восстановим связи - облегчим восстановление.
Как рядовая речь - слова включены в цепочку - и одно слово тянет другое. Так же и здесь
Как осущ работа. Происходит обыгрывание различ связей
Напр
- По противопоставлению Черный - белый
- По морфологич признаку - черный - чернота. чернильница, чернила.
- Ситуативные связи. Черный кот. Черный хлеб.
- И категориальные связи - черный цвет
Работая над словом обыгрываем все связи данного слова. Дальше увидим. что метод используется и при раб с другими нарушениями
Используется метод оппозиций.
Больному предлагаем таблицу. где к заданному слову он должен подобрать слова, противоположные по значению. Именно подобрать. Иногда логопеды просят придумать - это м б очень трудоемко. Здесь - он выбирает из ряда слов
Морфологич прием.
Тоже больному дается ряд слов - надо найти однокоренные слова.
Вначале дается в более простом варианте. Сейчас это все печатается на компьютере. Мы обыгрываем слова и восстанавливаем связи слова
3. Переходим постепенно к 3 стадии. Задача кот - восстановление предикативной структуры фразы.
У этих больных в первую очередь страдают слова, обознач действия. При динамич афазии - это главное нарушение. Передняя речевая зона связ с тем. что страдает синтагматич сторона. Страдают глаголы. кот связывают в единую структуру. Здесь идет работа над восстановлением актуализации глаголов.