Т к 2 нарушения - надо решить 2 задачи
1. восстановление зрительных образов - представлений
2. восстановление объема восприятия.
При афазии мы видим. что эти 2 наруш всегда идут вместе. Но м проявляться в разной степени.
- Восстановление зрит - образов - представлений
Используется система методов -
Различ классификации. Даем серии картинок или фотографий - где один тот же предмет в разных ракурсах. Задача подобрать и отложить
След методы связ с рисованием. Мы даем связ со срисовыванием. Сами рисуем предметы, просим срисовать - птичку, рыбку. Срисовывание у них получается в отлич от самостоят рисунка по слову.
Срисовывание - это простая задача.
Даются более разнообразные варианты - дорисовывать - даем картинку. где отсутствуют элементы - надо их по памяти воспроизвести. Видя другие элементы, от целостного образа ему проще идти
М использоваться методы дорисовывания абстрактных изображений - даем кружки или квадраты -
Просим дорисовать до чайника, лица и т д
Или инстр может звучать - даем абстр фигуры - дорисовать как самому хочется.
|
|
Еще могут использоваться методы - даем рисунки с ошибками - должен найти и исправить
Гл смысл- мы с этим образом работаем. Больные не утрачивают эти образы. Они есть в форме энграфич. Мы должны актуализирвоать.
Потом восстанавливается спонтанно
Используется работа на вербальном уровне. Обсуждаем зрит образы
Напр проба - сравнение понятий. М использоваться как восстановит методика.
Задаем вопрос - напр что общего между
Автобус - трамвай
Метд выделения главного и второстепенного
Посуда - имеет объем. Цветом обвести главное - напр объем у посуды.
Именно рисование явл способом для восстановления.
- След стадия - работа по увеличению и восстановления объема восприятия.
Мы говорили. что наруш проявляется в том. что больной испытывает проблемы восприятия верб информации. Возникают проблемы и с экспрессивной речью. Т к объем сужен - проблема произнесения длинных слов. Требуется объем - это слово обработать и подготовить к произнесению
Если просить повторять простые слова - дом. лес, кот - они повторят
Если длинное - кораблекрушение - может быть с ошибками.
Поэтому работаем над тем, чтобы объем увеличить. Чтобы он мог повторять длинные слова - надо разбить слово на части
Напр проблемы со словом молоко - кладем предметную картинку. кот явл образом слова - даем внеш опору - видя картинку, легче слово актуализирует.
Разбиваем на слоги и просим произносить по слогам.
Мо, потом второй ло, потом оба моло, потом добавляем третий, после этого все слово
Если чел слово один раз слово повторил. оно для него становится доступным.
|
|
Чаще проблемы с более длинными словами - но подход один - максимально облегчаем произнесение - выводим вовне образ слова - и учим произносить по словам.
При работе по методикам - мы всегда облегчаем больному условия работы. Кладем картинку. Для больного это внутр образ, кот мы выносим вовне. Слово оживает
В большинстве методов используем картинки.
В детском саду картинки - для формирования образов. Здесь - актуализировать.
Можно положить и написанное слово - оно упроченное.
Потом, отработав некот колич - потом этот процесс у больного улучшается.
Потом увеличиваем объем - кладем картинки по 2 по 3.
Амнестич афазия.
Эта форма была очень давно описана, еще в ранних классифик - ее описывал Гольдштейн. Она переходила из классификации в классификацию. Лурия ее включил
Центр дефект - проблемы называния предметов.
Проблемы с называнием м встречаться при любых формах - мот, сенс. Специфика амнестич - проблемы с называнием выступают как единственное расстройство. Можем не видеть больше ничего другого.
Проявляется в том, что чел испытывает проблемы с подбором слов - наз амтнестич трудности, или амнестич западения
Кр амнестич - возникают различ вербальные парафазии. При полном отсутствии литеральных.
Как происходит актуализация слова - обычно актуализируется из того же семантич поля.
Не м сказать вместо картошка- глобус - скажет яблоко или еще что-то.
Как слова группируются в семантич поля. Они структурированы
Напр вызывалась оборонит реакция на слово «скрипка». Произносится слово - и удар током. Формируется психофизич реакция. Оказалось, что если чел называть слова другие из того же семантич поля, они будут вызывать аналогич оборонит реакцию – «рояль». Но не будет вызывать слово «скрепка».
Можно с пом этих средств эти поля исследовать.
Сейчас есть более совр технологии - исследуются через предъявление на компьютере. Предъявляется с большой скоростью слова и компьютер обрабатывает реакцию
Получается информация о полях.
Ту же инф можно подавать через компьютер на большой скорости. Технологии близкие к 25 кадру. Широко применяется в рекламе.
Актуализируется слово из того же семантич поля.
Причина нарушения - это тоже третич зона. Мех м быть несколько
Ц выделяет 2 главных мех
1. 1связан с акустико мнестической - связан с нарушением образов - представлений. У больных диагностируется нечеткость, размытость этих образов.
2. 2 мех - связан с патологич сост коры - затрудняющем процесс выбора слова из нескольких альтернатив. Т е мы видим. что актуализируется несколько слов. В норме чел выбирает нужное, здесь страдает процесс выбора.
Если дальше углубиться - если посмотрим на схему. Зона – третич, в зоне тпо - где страдают восприятие пространства и квазипространства. Этот дефект - тоже имеет пространственный характер. Пространственный выбор нужного слова.
При пораж тпо страдают различ сост психич деятельности. Часто отсутствует в опросниках разделение. Есть опросники по исследованию памяти. Наряду с памятью на текущ события. там же наруш памяти на слова. Там все свалено в кучу. Это разные виды памяти. кот м нарушаться независимо друг от друга. Наруш м быть изолированы. Напр м б проблема с выбором слов, и не нарушена память на тек события.
При этом нарушении у больных сохранны ост процессы- письмо. чтение