Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких допущениях:
1) предполагается равенство сред для обоих близнецов как в парах монозиготных, так и в парах дизиготных близнецов;
2) предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночно рожденными.
В реальных условиях даже растущие вместе близнецы часто испытывают разные влияния со стороны окружающей их среды, что может искажать истинные вклады наследственности и среды в развитие признака. Особенно это касается тех признаков, которые очень чувствительны к такого рода особенностям внешней среды. К таким признакам относятся, например, психофизиологические характеристики личности.
Существуют следующие причины разного влияния среды на развитие близнецов:
· подчеркивание сходства монозиготных близнецов окружающими их людьми;
· акцентирование различий дизиготных близнецов, например, по успехам в разных видах деятельности; стремление дизиготных близнецов подчеркнуть свою непохожесть;
|
|
· условия развития могут уменьшать сходство близнецов как среди монозиготных пар, так и среди дизиготных пар; так, например, во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных условиях:
- различия в кровоснабжении;
- неравномерногсть сдавливания плацент;
- различия в подверженности родовой травме и т.п.
Различия между близнецами могут усиливаться во время постэмбрионального развития; это происходит, например, при разделении обязанностей между близнецами, при их разделении по принципу “лидер-ведомый” и т.п.