Штатное расписание. План развития предприятия

План развития предприятия

План развития предприятия – это комплекс организационных, технических и хозяйственных мероприятий с расчетом обоснования их эффективности, направленных на повышение организационно-технического и социально–экономического уровня и качества производства. План развития предприятия является комплексным и состоит из ряда планов по отдельным направлениям работы.

Ключевым моментом при разработке плана является определение эффективности инноваций. В годовых планах предприятия дают перечень конкретных организационно-технических мероприятий по внедрению инноваций и интенсификации производства. Все предлагаемые к внедрению технические и организационные мероприятия должны быть экономически обоснованы.

Эффективность организационно-технических мероприятий выражается:

– снижение затрат труда и повышение производительности;

– экономию материалов, в том числе в натуральном выражении;

– снижение материалоемкости работ;

– рост фондоотдачи;

– рост оборачиваемости оборотных средств и др.

По направлениям инновационной политики предприятия выделяют следующие мероприятия:

– создание и освоение новой продукции;

– повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов;

– внедрение передовых технологий;

– применение новых материалов, конструкций, деталей;

– совершенствование организации труда;

– улучшение сбыта и хранения готовой продукции;

– улучшение использования парка машин и механизмов;

– совершенствование организационно–управленческой структуры предприятия;

– развитие производственных мощностей;

– улучшение качества продукции;

– совершенствование снабжения, экономии сырья, материалов, топлива и энергии;

– социальное развитие коллектива и др.

При составлении плана развития предприятия определяются суммы расходов, необходимые для выполнения мероприятий, а также источники их финансирования. План включает разделы по разработке маркетинговых, производственных, финансовых и организационных мероприятий.

При привлечении инвестиций необходимо разработать инвестиционный план (проект), который состоит из описания исходных предпосылок, используемых при расчетах, расчета потоков наличности (Cash Flow), указания общего объема инвестирования, источников и форм его получения.

Если предприятие планирует в будущем внедрение новых видов продукции, оказание новых видов услуг, то в плане развития необходимо разработать следующие разделы.

1. Характеристики продукции. Для описания продукции нужно обратить внимание на следующие вопросы:

- назначение продукции (товара/услуги), для каких целей она предназначена;

- уникальность товара/услуги (чем продукция отличается от уже существующей на рынке);

- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, небольшая партия, серийное производство и т. п.);

- требования государственных органов к товару/услуге (защита авторским правом, требования к лицензированию, контролю качества, экологичности, гарантийному обслуживанию);

- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта.

2. Анализ рынка, риски и стратегия маркетинга. В этом разделе должно быть показано общее состояние дел в отрасли, дана характеристика рынка. Для того чтобы быть успешными на рынке, предприятиям необходимо тщательно изучать своих клиентов. Для этого на основе анализа рынка производится его сегментация, выбирается целевой сегмент.

Нужно доказать, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а предприятие сможет добиться успеха на этом рынке.

Необходимо ответить на вопросы: расширяется или остается стабильным ваш рынок, ожидаются на рынке какие-либо изменения?

Анализ включает следующие разделы:

1) Состояние дел в отрасли. При проведении анализа необходимо рассмотреть:

- динамику объемов реализации в отрасли;

- возможность освоения новых видов продукции;

- крупнейших участников;

- появление новых предприятий;

- место предприятия в отрасли.

2) Характеристика рынка. Анализ включает:

а) Описание рынка, на который выходит ваше предприятие. Необходимо выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые предприятия в состоянии эффективно обслужить и иметь на них преимущество перед конкурентами. При этом нужно учесть тип клиентурного рынка:

· потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

· рынок производителей – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства (сырьё, материалы);

· рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для дальнейшей их перепродажи (оптовая торговля, дилеры, франчайзинг);

· рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования с целью выполнения государственных программ, либо передачи этих товаров и услуг тем, кто в этом нуждается;

· международный рынок – покупатели за рубежом страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.

б) определение возможных сегментов рынка, характеристику ваших потребителей (кто они, что они хотят?);

в) доказательство спроса на вашу продукцию/услугу.

3) Основные конкуренты. Анализ должен включать:

- описание основных конкурентов,

- SWOT-анализ сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов;

- сравнительная таблица цен на основные товары/услуги конкурентов и предприятия-инициатора проекта (таблица 2.31).

Таблица 2.31

Сравнительная таблица цен на основную продукцию/услуги

Наименование продукции/услуги Ваше предприятие Конкурент Конкурент Конкурент
Продукт 1        
Продукт 2        
Продукт 3        
...        

4) Стратегия маркетинга включает описание:

- методов продвижения продукции (услуг) предприятия, виды рекламы;

- способов стимулирования сбыта, используемых конкурентами;

- системы ценообразования вашей продукции (услуг), наличие скидок, бонусов и т. д.;

- наличия предварительных соглашений с потребителями продукции.

5) Сбыт продукции. Необходимо раскрыть:

- схему реализации продукции;

- период времени реализации продукции (услуги);

- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит).

6) Риски. Анализ предусматривает ответы на вопросы:

- основные существующие проблемы?

- какие потенциальные риски существуют, насколько сильно они могут повлиять на деятельность предприятия?

- каким образом планируется уменьшить воздействие рисков?

3. Производственный план.

При разработке производственного плана необходимо аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели. Нужно выявить пути снижения затрат на производство продукции (услуг).

Главная задача раздела – доказать, что технология изготовления продукции (оказания услуг) подробно изучена, есть понимание, какие мощности будут задействованы, где и у кого будут покупаться оборудование, запасные части или основные материалы.

Производственный план должен включать:

- описание технологии изготовления продукции;

- специфические требования к организации производства;

- описание помещения и оборудования (состав основного оборудования с указанием цены приобретения, в том числе описание уже имеющегося у предприятия оборудования), поставщики и условия поставок, аренда, стоимость;

- календарный график проекта;

- сроки ввода и освоения мощностей;

- технологические инновации;

- себестоимость намечаемой к производству продукции, включающая производственные и накладные расходы.

При составлении прогноза выручки лучше руководствоваться «негативным вариантом»: брать затраты и расходы на максимальном уровне, а доходы – на минимальном. Также следует учитывать фактор сезонности, экономические и географические условия.

План реализации продукции представлен в таблице 2.32.

Таблица 2.32

План реализации продукции

Наименование продукции (услуг) Период времени реализации за первый год проекта, мес. Итого
      ...      
Объем реализации продукции, ед.              
Цена 1 единицы продукции, тыс. р.              
Итого объем реализации, тыс. р.              

План потребности в персонале и оплаты труда.

Задача планирования – иметь в нужном месте и в нужное время персонал необходимой квалификации для выполнения соответствующей работы. Проводится анализ потребностей предприятия в персонале на конкретный период (месяц, квартал). Выявляется: сколько, какой квалификации, на какие должности и когда потребуется сотрудники. Составляется штатное расписание (таблица 2.33). На его основе рассчитывается фонд оплаты труда предприятия.

Таблица 2.33

Штатное расписание

Профессия, должность Количество штатных единиц Заработная плата Страховые взносы Итого зарплата со страховыми взносами
Сотрудник 1        
Сотрудник 2        
...        
Итого:        

План затрат на производство

Согласно Налоговому кодексу РФ расходы организаций являются важнейшей составляющей при формировании объекта налогообложения: прибыли, определяемой как доход организации за вычетом произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Экономически оправданными расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 262 НК расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на два типа:

I. Расходы, связанные с производством и реализацией.

II. Внереализационные расходы.

Главой 25 НК РФ не применяется термин «себестоимость». Сейчас то, что раньше называлось себестоимостью в целях налогообложения, называется расходами, связанными с производством и реализацией.

В ст. 253 НК РФ приведена их укрупненная характеристика по видам расходов, связанных с производством и реализацией продукции, включающая в себя две классификации:

по целевому назначению расходов (п. 1 ст. 253);

по экономическим элементам (или по экономическому содержанию) (п. 2 ст.253).

В условиях перехода на рыночные отношения многие малые и средние предприятия используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей.

Не все виды издержек могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, многие из них должны быть сначала определены в целом и только затем распределены между различными изделиями. Поэтому различают прямые и косвенные расходы, выделить которые позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.

Прямые затраты - это те затраты, которые находятся в прямой зави­симости от объема выпуска изделия или от времени, затраченного на его изготовление. Эти расходы могут быть отнесены непосредственно на счет тех видов продукции, на изготовление которых затрачивались это сырье, мате­риалы и т. д.

Косвенные затраты носят более общий характер, и их уровень не всегда находится в прямой зависимости от объема производства или затрат рабочего времени. Все эти затраты можно включить в себестои­мость изделия только косвенным путем, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих.

Косвенные затраты включают:

- расходы по ремонту и содержанию машин и оборудования (амортизация, оплата труда вспомогательных рабочих с отчислениями на социальные нужды, стоимость вспомогательных материалов, необхо­димых для ухода за оборудованием, расходы на текущий ремонт обору­дования и транспорта, внутризаводское перемещение грузов и т. д.);

- общепроизводственные расходы (оплата труда аппарата управления производственных подразделений, амортизации и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря общепроизводственного назначения, затраты по охране труда, потери от брака и т. д.);

- общехозяйственные (оплата труда аппарата управления предпри­ятия, расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны, содер­жание административных зданий и легкового транспорта, расходы на командировки, связь, канцелярию, банковское обслуживание);

- коммерческие расходы (затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу).

Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость продукции. Сумма всех прямых и косвенных затрат дает себестоимость реализованной продукции.

Для обоснования затрат необходимо провести их расчет по статьям калькуляции. При формировании общих затрат на весь объем продукции нужно учесть их величины в отдельные периоды времени (таблица 2.34).

Таблица 2.34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: