От тщательности обоснования данного раздела плана зависит не только выполнение производственной программы предприятия, но и других хозяйствующих субъектов, так как установленные в нем объемы поставок ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции предприятий-поставщиков.
В данном разделе плана устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимая для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства, восполнения запасов и незавершенного производства.
Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются планируемые объемы производства, намечаемые мероприятия по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база.
В ходе составления плана материально-технического обеспечения должна учитываться экономия средств производства, достигаемая в результате снижения веса машин и изделий, уменьшения отходов и потерь, замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми.
|
|
Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей предприятий исходя из применяемых:
Глава 7. Методология тактического планирования
7.2. Содержание и структура тактического плана
• сырья и материалов;
• топлива и энергии;
• оборудования.
5. Персонал и оплата труда.
Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе его разработки необходимо обеспечить: оптимальную величину численности работающих и соотношение отдельных категорий персонала; опережающие темпы роста производительности труда над темпами роста заработной платы; эффективное использование персонала; повышение квалификации и переподготовку работников предприятия.
В процессе составления плана по труду и персоналу определяются: общая численность и структура персонала; дополнительная потребность в персонале; источники обеспечения дополнительной потребности; высвобождение персонала; общая величина фонда оплаты труда; структура фонда оплаты труда.
6. Издержки производства, прибыль и рентабельность.
При составлении данного раздела тактического плана решаются следующие задачи:
• составляются плановые калькуляции себестоимости основ
ных видов выпускаемой продукции (услуг) и смета затрат на про
изводство продукции по предприятию;
• выявляются нецелесообразные затраты и разрабатываются
меры по их ликвидации;
|
|
• определяется балансовая прибыль;
• рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продук
ции и производства;
• оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабель
ность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;
• создается база для разработки цен на продукцию предприятия;
• разрабатываются меры по совершенствованию коммерчес
кого расчета и хозрасчетных взаимоотношений между структур
ными подразделениями предприятия.
Особое внимание при планировании издержек обращается на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и
причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии; потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы; потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака; излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии.
Данные плана по издержкам, прибыли и рентабельности используются при составлении финансового плана. Поэтому важно правильно отразить в плане по издержкам нормируемых государством расходов (амортизационных отчислений, командировочных и представительских расходов, затрат на форменную одежду и т.д.) полноту отнесения на себестоимость республиканских и местных налогов и сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Необходимо установить рациональную структуру себестоимости, соотношение между постоянными и переменными расходами, обосновать прогнозируемый уровень затрат, полноту учета резервов.
7. Инновации (техническое и организационное развитие предприятия).
Научно-технологическое развитие является непременным условием решения всех экономических и социальных задач предприятия. Поэтому основными задачами данного раздела тактического плана являются ускорение внедрения достижений науки и техники, передового опыта, повышение технического уровня и организации производства, труда и управления, качества и конкурентоспособности продукции, эффективности хозяйственной деятельности.
План инноваций составляется на основе заданий стратегического плана, содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению на предприятии. Содержание плана инноваций может быть различным, но чаще всего мероприятия плана охватывают следующие проблемы:
Глава 7. Методология тактического планирования
• создание, освоение новых и повышение качества выпускае
мых видов продукции и услуг;
• внедрение прогрессивной технологии, механизации и авто
матизации производства;
• совершенствование организации производства, труда и уп
равления;
• совершенствование коммерческого и внутрипроизводствен
ного хозяйственного расчета, автоматизация управления;
• капитальный ремонт и модернизация основных фондов;
• экономия материалов, топлива, энергии;
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
План инноваций должен отражать уровень технического разви
тия производства и управления им, который включает следующее:
• состояние орудий труда;
• степень прогрессивности применяемой технологии;
• уровень механизации и автоматизации производства;
• уровень организации производства, труда и управления;
• качественные и структурные изменения «портфеля» продук
ции предприятия (например, удельный вес новой продукции, сред
няя марка цемента, содержание полезного вещества в продукте);
|
|
• уровень использования оборудования по техническим пара
метрам (например, коэффициент использования полезного объема
доменных печей);
• материалоемкость производства (например, расход кокса на
1 т передельного чугуна);
• производительность труда в натуральном выражении;
• объемы производства продукции с применением важнейших
технологических процессов и прогрессивного оборудования (на
пример, выплавка стали непрерывным способом).
Каждое мероприятие плана инноваций должно содержать расчет экономической эффективности с указанием в плане факторов и источников экономии. Кроме того, в плане должны быть приведены сводные расчеты по всем мероприятиям в разрезе основных источников экономии. Эти данные служат основой для составления разделов плана «Экономическая эффективность производства» и «Нормы и нормативы».
7.2. Содержание и структура тактического плана
8. Инвестиции и капитальное строительство.
Основной задачей данного раздела плана является обоснование решений по наращиванию производственных мощностей и основных фондов, необходимых для обеспечения роста производства продукции, его развития, повышения качества и совершенствования технологии и организации производства, а также осуществления строительства объектов непроизводственного назначения. Большое внимание должно уделяться в плане мероприятиям по предотвращению загрязнения окружающей среды и обеспечению рационального использования природных ресурсов. В плане также предусматриваются организационные, технические и экономические меры, направленные на наиболее эффективное использование капитальных вложений, улучшение их структуры, техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов, совершенствование пропорций, концентрацию средств на наиболее важных объектах, сокращение объема незавершенного строительства.
План инвестиций и капитального строительства содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том числе капитальных вложениях) в разрезе направлений их использования, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций (капитальных вложений). Капиталообразующая часть инвестиций называется капитальными вложениями. Они направляются на создание и обновление основных фондов и прирост части оборотных средств. В данном разделе тактического плана определяется прирост производственных мощностей, ввод объектов непроизводственного назначения, объемы капитальных вложений, перечни намечаемых к строительству объектов.
|
|
Намечаемые в плане капитальных вложений задания должны быть увязаны с финансовыми и материальными ресурсами, со сроками изготовления и поставки оборудования, а также со сроками строительства и ввода в действие сопряженных мощностей и объектов. Следует также прежде всего обеспечивать капитальными вложениями начатые объекты в соответствии со сроками их строительства.
Разработке плана инвестиций должно предшествовать составление плана инноваций, балансовых расчетов, и в первую очередь
I
Глава 7. Методология тактического планирования
балансов производственных мощностей и их использования, на основе которых устанавливается размер необходимого увеличения мощности на плановый период.
План инвестиций и капитального строительства составляется по следующим показателям:
• прирост производственных мощностей за счет мероприятий
по техническому перевооружению;
• прирост производственных мощностей за счет реконструкции;
• ввод в действие производственных мощностей за счет рас
ширения действующих и строительства новых объектов;
• ввод в действие основных производственных и непроизвод
ственных фондов (включая объекты охраны природы);
• объем капитальных вложений и строительно-монтажных
работ;
• объем незавершенного строительства;
• прочие направления (объекты) инвестиций.
9. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов в тактическом плане предусматриваются мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Они охватывают следующие природоохранные направления деятельности:
• охрану и рациональное использование водных ресурсов;
• охрану воздушного бассейна;
• охрану и рациональное использование земель;
• охрану и рациональное использование минеральных и иных
природных ресурсов.
В данном разделе плана обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров, например, объемов потребляемых природных ресурсов (забора воды, водопотребления, объема оборотной воды), количества вредных выбросов (сброса сточных вод; количества вредных веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения; процента улавливаемых и обезвреживаемых вредных
7.2. Содержание и структура тактического плана
веществ от общего количества выбросов; количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу).
План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов должен быть увязан с разделами плана «Инновации (техническое и организационное развитие предприятия» и «Инвестиции и капитальное строительство».
10. Социальное развитие коллектива.
В плане социального развития предусматриваются мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива и региона задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта, совершенствования отношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологического климата.
Следует иметь в виду, что многие социальные проблемы решаются в других разделах тактического плана. Поэтому для предотвращения дублирования мероприятий в данный раздел включаются прежде всего задания, непосредственно затрагивающие социальную сферу деятельности предприятия.
План социального развития коллектива охватывает следующие направления:
• изменение социально-демографической структуры трудово
го коллектива;
• улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья
работников;
• улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых ус
ловий работающих;
• совершенствование стиля и методов руководства коллективом.
При составлении этого раздела плана учитываются мнения различных общественных организаций, например профсоюзов, особенности данного производства, морально-психологический климат в коллективе, условия труда и отдыха работников предприятия, уровень оплаты труда и другие факторы.
11. Фонды специального назначения.
В соответствии с действующим законодательством на предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального наз-
начения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, прибыль от внереализационных операций.
В данном разделе тактического плана устанавливаются размеры и направления использования средств указанных фондов. В состав плана по фондам специального назначения входят сметы использования фондов на планируемый год.
План по фондам специального назначения связан с финансовым планом.
12. Финансовый план.
Заключительным разделом тактического плана является финансовый план. При его разработке решаются следующие задачи: • выявляются резервы и намечаются мероприятия по мобилизации ресурсов предприятия в целях наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств предприятия, обеспечения максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, конкурентоспособности, выживаемости в рыночной среде; • предусматривается обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для ведения производственно-хозяйственной деятельности, своевременного осуществления мероприятий, намеченных во всех разделах тактического плана, т.е. создаются такие условия финансирования, которые стимулируют и гарантируют четкую, ритмичную работу предприятия;
• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, учреждениями банковской системы, а также вышестоящими организациями.
Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, расчетных форм для определения статей баланса. Поэтому он тесно связан со всеми разделами тактического плана. Составляется финансовый план на основе стратегического плана, планов производства и реализации продукции, инноваций, экономической эффективности, материально-технического обес-
печения, издержек, инвестиций, социального развития, фондов специального назначения и других разделов тактического плана.
Финансовый план как важнейший обобщающий раздел тактического плана служит основой для разработки оперативных финансовых планов, включая платежный календарь. Назначение оперативных финансовых планов заключается в управлении денежными потоками предприятия с целью маневрирования собственными и заемными денежными ресурсами и обеспечения нормальной работы предприятия. Оперативные финансовые планы конкретизируют плановые показатели очередного квартала годового плана.
7.3. Порядок разработки тактического плана
Тактическое планирование на предприятии является непосредственным продолжением стратегического планирования и составляет с ним единое целое. Поэтому разработка тактического плана осуществляется в рамках общей системы организации внутрифирменного планирования, изложенной в §§ 2.3 и 2.4. Однако тактическое планирование имеет ряд особенностей, которые состоят
в следующем:
• более высокая значимость нормативной базы внутрифир
менного планирования, широкое использование долговременных
прогрессивных нормативов;
• наличие системы плановых показателей оценки деятельнос
ти, позволяющих наиболее точно устанавливать достигнутый уро
вень эффективности и качества работы структурных подразделе
ний предприятия;
• ориентация средств и методов планирования на развитие хо
зяйственной самостоятельности и инициативы всех участников
разработки и исполнения плана в деле достижения высоких конеч
ных экономических и социальных результатов;
• укрепление и дальнейшее развитие коммерческого расчета
во внутрихозяйственной деятельности.
В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:
242 1 лини i. i,*^,,..
• анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где особое внимание должно уделяться выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использования производственных мощностей, экономии материальных ресурсов, повышению производительности труда, улучшению качества и конкурентоспособности новой техники;
• сбор предложений работников предприятия по реализации стра
тегии развития предприятия, повышению эффективности работы;
• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по
всем разделам тактического плана.
Тактический план обычно разрабатывается в нескольких вариантах, с тем чтобы выбрать из них наилучший, то есть наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации. Там, где это возможно, вариантные расчеты проводятся с применением экономико-математических методов и ЭВМ.
Тактический план разрабатывается в два этапа. Первый подготовительный этап начинается за 6-7 месяцев до начала планируемого года. На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящими организациями и местными органами власти.
На данном этапе важная роль отводится предплановой работе, которая заключается в сборе, обобщении и анализе исходной информации. Вся информация может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя содержит различные маркетинговые, конъюнктурные и общеэкономические прогнозные оценки. Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия: наличие и структуру производственных мощностей; численность и профессиональный состав кадров; наличие и потребность в оборотных средствах; запасы сырья, топлива, материалов, готовой продукции.
На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия,
предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана.
После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости — корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий. Например, объемы и сроки поставки сырья, материалов, комплектующих изделий увязываются с планом производства и реализации продукции, финансовым планом. Таким образом достигается сбалансированность всех разделов плана, устанавливается согласованный порядок и очередность выполнения всех работ, устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему кругу хозяйственных операций и запланированных мероприятий, определяются источники и размеры финансирования. К работе над планом на этом этапе широко привлекается весь аппарат управления предприятием. Отдельные плановые решения целесообразно обсудить на производственных совещаниях, научно-технических советах по направлениям деятельности предприятия, в трудовых коллективах цехов, участков. Проект плана в целом должен быть обсужден на совете (правлении) предприятия. Окончательный вариант плана утверждается первым руководителем предприятия. Работу на втором этапе целесообразно проводить за один-два месяца до начала
планируемого года.
Точность и реалистичность плана во многом зависят от последовательности разработки отдельных его разделов (частных планов). Наиболее целесообразной может быть последовательность работы над разделами плана, представленная на сетевом графике (рис. 7.2). В таблице 7.1 дана характеристика выполняемых в процессе разработки плана работ. Трудоемкость и продолжитель-
Глава 7. Методология тактического планирования
7.4. Зарубежный опыт тактического планирования
Таблица 7.1
Состав работ, выполняемых в процессе составления | плана | ||
Код работы (события) | Содержание работы (события) | Отдел-исполнитель | Относительная трудоемкость работ, % |
Издание приказа о порядке и сроках разработки плана | Планово-экономический | ||
01-02 | Формирование портфеля заказов | Отдел маркетинга | 16,7 |
02-03 | Планирование инноваций | Все службы | 8,9 |
03-04 | Составление плана производства и реализации продукции | Планово-производственный, планово-экономический, отдел сбыта | 11,1 |
04-05 | Разработка норм и нормативов | Все службы | 8,9 |
05-06 | Планирование показателей экономической эффективности | Планово-экономический | 6,0 |
06-07 | Планирование персонала и оплаты труда | Отдел организации и оплаты труда | 7,4 |
07-08 | Планирование материально-технического обеспечения | Отдел материально-технического снабжения | 9,4 |
08-09 | Планирование издержек, прибыли, рентабельности | Планово-экономический, финансовый | 6,7 |
09-10 | Планирование фондов специального назначения | Планово-экономический, финансовый, бухгалтерия | 4,4 |
10-11 | Планирование инвестиций и капитального строительства | Капитального строительства, планово-экономический, отдел финансов | 6,7 |
11-12 | Планирование социального развития коллектива | Планово-экономический, общественные организации, отдел техники безопасности | 4,4 |
12-13 | Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов | Технические службы, планово-экономический | 4,4 |
13-14 | Планирование финансов | Финансовый, планово-экономический | 5,0 |
Итого |
ность работ зависят от объема вычислительных и логических операций, выполняемых в процессе разработки плана. В свою очередь объем вычислительных операций определяется спецификой предприятия и зависит от глубины и широты номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, количества типоразмеров применяемого оборудования, выполняемых в процессе изготовления продукции деталеопераций, наименований используемого сырья, материалов, полуфабрикатов, численности работающих, географического расположения потребителей и поставщиков. Различной также будет трудоемкость разработки отдельных разделов тактического плана. В таблице 7.1 дана относительная трудоемкость разработки разделов плана в процентах, рассчитанная по фактическим данным ряда машиностроительных предприятий с численностью работающих от 2 до 6 тыс. человек. Указанные показатели позволяют более четко организовать процесс составления плана.
7.4. Зарубежный опыт тактического планирования
Изучение литературы по проблемам внутрифирменного планирования показало, что в ряде индустриально развитых стран созданы эффективные системы планирования. Особого внимания заслуживает опыт США. Следует отметить, что некоторые компании стараются избегать самого слова «планирование», ссылаясь на то, что этот термин является слишком широким и может иметь разный смысл. Он заменяется другими выражениями: «определение будущих возможностей», «оценка возможностей в будущем» и т.д.
Основой работы по тактическому планированию в США является составление финансовых программ (бюджетов) компании, предусматривающих развитие производства в соответствии с прогнозами сбыта. Наиболее широко распространена пятилетняя финансовая программа, которая дробится на годовые тактические планы. Годовой план — скользящий. По истечении каждого квартала к нему добавляются новые три месяца и вся работа предприя-
Глава 7. Методология тактического планирования
тия снова планируется на год вперед. Перспективные и текущие тактические планы тесно увязываются. Текущие планы представляют собой детализацию перспективных планов. Стратегическиг план при этом охватывает период времени в 10 лет.
Работа по тактическому планированию, как правило, состою из четырех звеньев: прогнозирования сбыта; планирования производства; планирования будущих потребностей в сырье, материалах, оборудовании и рабочей силе; планирования инвестиций ~
прибыли.
Текущие планы предусматривают наиболее полное и рацж нальное использование финансовых, производственных и людских ресурсов компании на ближайший период. Перспективные же тактическим планом предусматриваются будущие изменена производства, увязанные с будущим спросом на продукцию фирмы и материально-техническим обеспечением. Перспективные планы компании строятся на основе всестороннего учета прогнозов сбыта.
Наиболее важным элементом работы по тактическому планированию является оптимизация планов, которая ведется в основном по трем направлениям: выявление наилучшего варианта капиталовложений и капитального строительства; определение наилучшей структуры станочного парка, при которой достигается наибольшая эффективность производства; нахождение оптимального варианта ассортимента и объема каждого вида закупаемого сырья и материалов. Как видим, оптимизация номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции не производится.
Структура тактического плана зарубежных компаний может быть самой разнообразной. Но при этом в плане, как правило, присутствует шесть обязательных разделов: введение; рынок сбыта; производство продукции; исследовательские работы и развитие компании; система управления и финансовое состояние компании.
Во введении кратко характеризуется существующее положение компании, ее стратегия и цели, которых она стремится достигнуть в будущем, определяются перспективы реализации продукции, производственные возможности компании, перспективы в области НИОКР, указываются пути повышения эффективности управления.
7.4. Зарубежный опыт тактического планирования
В разделе о рынке сбыта оценивается емкость рынка, ожидаемый в будущем сбыт продукции, показывается перспектива борьбы с конкурентами. Специальная часть раздела посвящена эффективности рекламы и анализу связанных с этим затрат. Таким образом, данный раздел формулирует настоящие и будущие возможности реализации выпускаемой продукции.
Второй раздел о производстве продукции содержит подробную характеристику производственной мощности предприятия и планируемый объем производства. Сюда же включаются программы модернизации и расширения производственных мощностей. В данном разделе рассчитываются издержки производства и прибыль.
В разделе плана «Исследовательские работы и развитие компании» содержится анализ возможностей персонала, занятого исследовательскими работами. Подробно раскрываются разрабатываемые и планируемые к разработке проекты инноваций, затраты на НИОКР и ожидаемый экономический эффект от реализации результатов исследований. Инновации данного раздела охватывают продукцию и технологию производства, включая качество и конкурентоспособность продукции.
В разделе об управлении подробно указываются планируемые мероприятия по изменению организационной структуры управления, состава работников аппарата управления. Раздел включает программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров компании.
Последний раздел посвящается планированию финансового положения компании. Здесь обосновываются следующие показатели:
• общий объем инвестиций на весь планируемый период и по
каждому этапу плана;
• ожидаемый объем прибыли от дополнительных инвестиций;
• изменение суммы амортизационных отчислений в результа
те новых капиталовложений;
• уровень производственных запасов сырья, материалов, неза
вершенного производства.
В разделе дается детальный прогноз доходов и расходов, приводится схема осуществления капиталовложений и график поступления прибыли на вложенный капитал (денежные потоки).
Глава 7. Методология тактического планирования
7.4. Зарубежный опыт тактического планирования
^_^^J
Приведенный пример показывает, что в тактическом плане промышленной компании США предусматриваются все важнейшие аспекты хозяйственной деятельности, формулируется производственная и сбытовая политика, определяются объем и ассортимент продукции, размер прибыли, основные направления развития производства с учетом изменения спроса на выпускаемую продукцию.
Определенный интерес представляет опыт планирования итальянского концерна «Фиат», который с начала 1970-х годов начал работать по 3-летним планам, а в настоящее время перешел на 5-летнее планирование. При этом менеджеры концерна «Фиат» добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих частей.
Пятилетние планы концерна «Фиат» непосредственно увязываются с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года 5-летнего долгосрочного плана он корректируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Непрерывно корректируя долгосрочные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку. Непрерывное планирование предусматривает и постоянную корректировку нормативов.
Стратегический план на основании оценок менеджеров концерна устанавливает направление его деятельности и конечные результаты, которые надлежит получить в будущем. За выбор этого направления несет ответственность высшее руководство, которое определяет цели и приоритеты фирмы. Текущее и оперативное планирование, организация текущей деятельности концерна являются обязанностью руководителей структурных подразделений, которые определяют средства и методы достижения целей на перспективу. С учетом долгосрочного плана руководители нижнего звена снабжают каждое рабочее место детальным планом деятельности концерна на каждый отрезок времени, начиная с первого часа действия плана.
Пролонгация и корректировка 5-летнего плана ежегодно начинается в марте и заканчивается в октябре. При этом второй год те-
кущей пятилетки становится первым, а пятый — четвертым. К ним прибавляется следующий год — пятый. Так, на исходе 1988 года концерн имел план до 1993 года.
В тактический план концерна «Фиат» и его структурных подразделений включаются следующие показатели:
• себестоимость продукции;
• продажная цена;
• расходы на гарантийное обслуживание продукции;
• общие административные расходы, включая торговые рас
ходы и рекламу;
• запасы материалов и незавершенного производства;
• доход;
• запасы готовой продукции, включая запасные части;
• финансовые выплаты и долги;
• остатки дохода;
• доля на рынках в сопоставлении с конкурентами;
• относительные темпы изменения объемов продажи про
дукции.
Огромный опыт внутрифирменного планирования накоплен в Японии. Распространенный здесь метод «точно в срок» заключается в планировании и реализации различных услуг, поставок потребителю сырья, материалов, комплектующих изделий по точно установленному графику, прямо на линии обработки, минуя складские запасы.
Многие российские предприятия разрабатывают текущие планы с использованием следующих показателей:
• номенклатура и количество выпускаемой продукции в нату
ральном выражении;
• объем реализации (продаж) продукции (услуг);
• себестоимость единицы продукции;
• прибыль;
• численность персонала по категориям;
• фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы;
• запасы материалов, незавершенного производства и готовой
продукции на складе;
• размер оборотных средств по группам;
250 Глава 7. Методология тактического планирования
• объем капитальных вложений по направлениям;
• отдельные мероприятия по новой технике и технологии;
• прочие (по мере выявления).
Часть мероприятий, связанных с проектами освоения новой продукции и новых технологий, а также с инвестициями и строительством объектов, включается в отдельные планы, которые составляются на весь период осуществления мероприятий — до 2-5 лет и более.
Разумеется, что подобные показатели, методы и календарный период планирования могут корректироваться для каждой фирмы в зависимости от ее отраслевой принадлежности, размеров, конкретных внутренних и внешних условий. Тем не менее данный пример наглядно демонстрирует возможность эффективного одновременного использования методов долгосрочного и текущего планирования.
Рекомендуемая литература
1. Л 17, раздел 1, с. 5-39.
2. Л 39, раздел 25, с. 434-455.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Укажите различия между тактическим и стратегическим планиро
ванием.
2. Назовите функции тактического планирования и раскройте их со
держание.
3. Перечислите требования, предъявляемые к тактическому плану.
4. Назовите разделы тактического плана и раскройте их содержание.
5. Дайте характеристику информационных связей между разделами
тактического плана.
6. Что является исходной базой тактического плана предприятия?
7. Укажите последовательность тактического плана.
8. В каких показателях выражается эффективность тактического
плана предприятия?
9. Как связан тактический план с бизнес-планом предприятия?
Глава 8
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ
8.1. Цели и задачи планирования продаж
В рыночной экономике создание и производство новых товаров, оказание новых услуг являются решающим условием для выживания предприятия. Поэтому изучение запросов потребителей служит основой для планирования объема продаж. В результате изучения потребностей заказчиков формируется ассортиментная политика предприятия.
Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров и их параметрических рядов, соотношения объемов выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, объема гарантий, качества сервиса, необходимости создания принципиально новых изделий или следования за фирмой-лидером их выпуска.
Планирование продаж: — непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы. Основными задачами планирования продаж являются:
• определение существующих и перспективных потребностей
покупателей, анализ способов использования данной продукции,
исследование закономерностей покупательского поведения на со
ответствующих рынках;
• критическая оценка продукции предприятия, осуществляе
мая с позиции покупателя;
• оценка конкурирующих изделий по различным показателям
конкурентоспособности;
Глава 8. Планирование продаж
• принятие решений о том, какие изделия следует исключить
из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рен
табельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускае
мой продукции, в том числе за счет развития других направлений
производства, выходящих за рамки сложившейся специализации
предприятия;
• изучение возможностей производства новых или модерниза
ции выпускаемых изделий;
• прогнозирование возможных объемов продаж продукции,
цен, себестоимости и рентабельности;
• проведение рыночных тестов новой продукции для выясне
ния ее приемлемости потенциальными покупателями;
• разработка рекомендаций производственным подразделе
ниям предприятия относительно потребительских свойств пара
метрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и
послепродажного сервиса в соответствии с результатами тести
рования.
Решением указанных задач на предприятии должен заниматься отдел маркетинга в рамках формируемой им функциональной стратегии. Основная функция маркетинга заключается в координации НИОКР, комплексном исследовании рынка, сбыта, сервиса, формировании спроса и стимулировании сбыта для достижения главной цели — завоевания возможно большей доли рынка. Игнорирование этой цели при планировании продаж может привести к появлению в номенклатуре выпускаемых изделий таких марок, которые будут более выгодны для производственных подразделений предприятия, нежели для предприятия в целом. Поэтому решающее слово в формировании ассортимента и определении объема продаж должно принадлежать отделу маркетинга. Именно он должен рекомендовать, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а когда — в усиление формирования спроса и стимулирование сбыта или снять изделие с производства.
82 Технология обсонования плановых решений по объемупродаж 253
8.2. Технология обоснования плановых решений по объему продаж
С определения объемов продаж начинается процесс тактического планирования. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. На основе плана продаж осуществляется планирование производственной программы предприятия, своевременная подготовка сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания необходимых производственных запасов. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе, каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года. Соблюдение такого лага позволяет спланировать в тактическом плане все этапы производственного процесса, начиная с разработки проекта изделия, технологического процесса изготовления, опытно-экспериментальных работ и заканчивая запуском изделий в производство, а затем выходом на рынок с новой продукцией и прекращением производства старых изделий. Заканчивается работа по планированию продаж составлением портфеля заказов.
Порядок формирования портфеля заказов в рыночной и плановой экономике различен. В плановой экономике основу портфеля составляют задания государственных плановых органов по производству, поставке и реализации продукции, составляемые на базе проводимого ими детального анализа сбалансированности всей номенклатуры выпускаемых изделий с учетом спроса и предложения со стороны предприятий и отраслевых министерств. В этом случае маркетинговые исследования за предприятия фактически выполняли центральные плановые органы, такие как Госснаб, Госплан и их территориальные подразделения. Этими органами охватывалась значительная часть продукции предприятий, например, в промышленности — около 60%. Остальная часть продукции производилась и распределялась по прямым договорам между предприятиями. Центральные органы лишь извещались о заключенных договорах.
Предприятия и отраслевые министерства могли проводить маркетинговую работу лишь по вновь осваиваемой продукции, ко-
торая заканчивалась разработкой технико-экономического обоснования. Права предприятий в области формирования портфеля заказов сводились главным образом к составлению предложений по развитию производства на планируемый период, которые в последующем подвергались различным корректировкам в отраслевых министерствах и центральных плановых органах. В конечном итоге плановая работа заканчивалась доведением до предприятий детальной номенклатуры продукции, перечня сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, которыми обеспечивалось производство.
В рыночной экономике портфель заказов формирует отдел маркетинга предприятия самостоятельно. Как правило, портфель заказов состоит из трех разделов:
• текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу пред
приятия в данный период;
• среднесрочных заказов со сроком исполнения 1-2 года;
• перспективных заказов, охватывающих период времени бо
лее 2 лет.
К сожалению, спланировать портфель заказов на более длительные сроки не представляется возможным в связи с неустойчивостью и неопределенностью спроса.
Текущие заказы должны быть подкреплены договорами, заключенными предприятием с покупателями продукции. Продукция, на которую не заключен договор, может быть изготовлена лишь при наличии твердой уверенности в ее сбыте. На среднесрочные и перспективные заказы также желательно заключать договоры поставки. Однако не всегда можно найти клиента, гарантирующего покупку продукции на несколько лет вперед. Особенно если речь идет о новой продукции, неизвестной широкому кругу покупателей. Тем не менее, если предприятие не будет осваивать новую продукцию, связанную с риском сбыта, оно не сможет противостоять конкурентам. Уверенность в продаже продукции — критерий действенности
маркетинга.
При формировании портфеля заказов должны учитываться отраслевые особенности и жизненный цикл продукции. Например, для трикотажной фабрики портфель заказов состоит, как
8.2. Технология обсонования плановых решений по объему продаж 255
правило, только из текущих заказов, потому что спланировать ассортимент на период больше года не представляется возможным. Для предприятий легкой промышленности годовое планирование является стратегическим. В этой отрасли стратегия заключается в том, чтобы не отстать от изменчивого спроса. Учесть изменения рыночной конъюнктуры здесь можно только укороченным лагом планирования.
Совершенно иначе обстоит дело с формированием портфеля заказов в машиностроении, где нормативный срок службы изделий измеряется десятками лет. В этой отрасли предприятие-изготовитель, прежде чем приступить к выпуску сложно-технических изделий с длительностью производственного цикла, измеряемого годами, обязательно заключит договор поставки. Перспективные заказы здесь играют большую роль, чем в легкой промышленности. На их основе осуществляется текущее планирование, охватывающее все этапы и виды работ, начиная от проработки идеи и получения заказа и заканчивая отгрузкой готового изделия заказчику. Этот период может составлять от одного года до пяти лет.
Планирование новых видов деятельности, как правило, связано с наибольшим риском. Минимизировать риск при планировании портфеля продукции могут следующие меры:
• нельзя приступать к изготовлению продукции при отсутст
вии предварительного договора на поставку. Процесс создания
продукции без заказа может охватывать: техническую подготовку
производства; создание необходимых производственных мощнос
тей; подготовку кадров; поиск поставщиков материалов, комплек
тующих изделий, необходимых для выпуска продукции; обосно
вание себестоимости, цены и выгодного объема производства про
дукции;
• применение конструкторских решений, основанных на уни
фикации и стандартизации изделий. Унификация и стандартиза
ция конструкций позволяет при отказе потребителя от изделия
перейти на выпуск другого изделия, использовав при этом изго
товленные детали и сборочные единицы для невостребованного
изделия;
• поиск резервных рынков сбыта. При отказе потребителя
продукцию иногда эффективнее реализовать на запасных рынках
сбыта с меньшей выгодой, чем допустить простои предприятия
из-за отсутствия заказов или затоваривание складов готовой про
дукции;
• наличие конкурентных преимуществ продукции. Конкурент
ные преимущества могут быть существенными и незначительными.
Наличие незначительных преимуществ продукции предприятия по
сравнению с продукцией конкурента позволяет ему с минимальны
ми издержками удержаться на освоенном рынке. Существенные
преимущества требуют больших издержек, однако позволяют вый
ти на новые рынки, освоенные конкурентами. Соотношение этих
групп продукции в портфеле заказов определяется выбранной стра
тегией развития предприятия;
• наличие эффективной системы маркетинга, рекламной по
литики;
• строгое соблюдение договорной дисциплины как по отно
шению к поставщикам, так и клиентам.
Процесс обоснования решений по объему продаж можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. С информационной точки зрения в процессе обоснования объема продаж происходит уменьшение неопределенности информации о потребностях покупателей и клиентов.
На рисунке 8.1 представлена схема процесса обоснования объема продаж, которая позволяет структурно упорядочить процесс принятия планового решения, определить его информационную модель и организовать эффективную обработку плановой информации.
В процессе обоснования объема продаж выделяют следующие пять этапов: исследование конъюнктуры рынка; планирование ассортимента; оценка конкурентоспособности; планирование цены; прогнозирование величины продаж.
Рассмотрим указанные этапы технологического процесса планирования объема продаж.
8.3. Исследование конъюнктуры рынка
8.3.1. Анализ продаж за предшествующий период
Исследование конъюнктуры рынка в процессе планирования продаж начинается с анализа продаж в предшествующем планируемому периоде. Основными задачами такого анализа являются изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей и клиентов, увеличения объема продаж продукции, макси-
9 Зак.550
Глава 8. Планирование продаж
8.3. Исследование конъюнктуры рынка
мально возможного использования производственной мощности предприятия, материальных и трудовых ресурсов, повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.
Объем реализованной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема продаж продукции оценивают в стоимостных показателях.
В практической деятельности анализ продаж продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. Фактические данные сравниваются с плановыми и предшествующими периодами. Рассчитываются: процент выполнения плана; абсолютные отклонения от плана; темпы роста и прироста (уменьшения) за анализируемый отрезок времени; абсолютное значение одного процента прироста (уменьшения) объема продаж. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок продукции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка выполнения договорных обязательств.
Особое внимание при анализе продаж должно уделяться выполнению обязательств по кооперированным поставкам и экспорту продукции. Необходимо также изучить причины увеличения остатков готовой продукции на складах предприятия, а также неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Особое внимание должно быть уделено анализу причин отказа покупателей от поставки продукции по заключенным договорам. Эти причины следует классифицировать на внешние, не зависящие от предприятия, например неплатежеспособность покупателей, и внутренние, связанные с особенностью продукции и условиями ее поставки, например качество и цена продукции, не устраивающие покупателя.
Следует также выявить экономические последствия изменения условий договоров, произошедшие в анализируемом периоде
(объемов и сроков поставки, цен). Такая задача может быть решена с помощью факторного анализа объема реализованной продукции в разрезе отдельных договоров на поставку. В процессе факторного анализа по каждому отдельному договору выявляется влияние на сумму прибыли уровня издержек, цен на продукцию, объема и сроков поступления платежей и т.п.
Объем продаж во многом зависит от внутренних возможностей предприятия. Степень обеспеченности плана продаж товарной массой анализируется на основе баланса товарной продукции, составляемого в отпускных ценах и по себестоимости изготовления продукции. Структура баланса зависит от метода определения выручки от реализации (по отгрузке продукции и по оплате отгруженной продукции). Баланс товарной продукции отражает взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции.
В качестве источников внешней информации, отражающей состояние внешней среды предприятия, могут быть использованы: средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, журналы); специальные узкопрофильные издания, например специализированные журналы и газеты; статистические сборники; законодательные и нормативные акты; публикуемые отчеты о финансовом положении субъектов хозяйствования; рекламная продукция; специальные выставки и ярмарки; коммерческие базы данных; материалы консалтинговых фирм и др.
В процессе анализа продаж рассчитываются и анализируются следующие показатели.
1. Абсолютный прирост (уменьшение) объема продаж в нату
ральном и стоимостном выражении по сравнению с планом и
предшествующим периодом. Определяется разностью между объ
емом продаж, достигнутым в анализируемом периоде, и планом,
а также объемом продаж в предыдущем (базисном) периоде.
2. Изменение номенклатуры (ассортимента) продукции. Рас
считывается как изменение удельного веса конкретного наимено
вания продукции в общем объеме реализации в отчетном периоде
по сравнению с аналогичными показателями плана и базисного
6. Остаток нереализованной продукции на конец анализируемого периода (года, квартала, месяца) рассчитывается по формуле |
периода, насчет может производите о па^^чли.
ных показателях.
3. Индивидуальный индекс физического объема реализован
ной- продукции. Определяется отношением количества данного
вида продукции, реализованной в отчетном периоде, к количеству
продукции, реализованной в базисном периоде, и предусмотрен
ному планом в натуральных единицах.
4. Коэффициент соответствия ассортимента продукции струк
туре потребности в ней (Кс) рассчитывается по формуле
где Г,— количество (объем) реализованной продукции г-го вида; Та — емкость рынка /-го вида продукции; п — количество выпускаемых видов продукции; m — необходимое количество видов
продукции.
Коэффициент соответствия рассчитывается для базисного, планового и отчетного периода и определяется его динамика.
5. Общий стоимостной индекс продаж, определяемый по отношению к плану (7П) и базисному периоду (/б), рассчитывается по формулам:
где go q \, qn — объем продаж продукции в натуральном выражении; в базисном, отчетном и плановом периоде; Со, С\, С„ — действующая цена в соответствующих периодах.
где Р\, Рг — остатки нереализованной продукции на предприятии на начало и конец анализируемого периода; Т\,Т2 — остатки продукции, отгруженной потребителю, но не оплаченной и находящейся на ответственном хранении у потребителя на начало и конец анализируемого периода; Т — объем товарной продукции, произведенной в данном периоде; Р — объем реализованной продукции за данный период.
7. Отказы покупателей от ранее заключенных договоров пос
тавки. Рассчитывается удельный вес продукции, от которой отка
зались потребители (всего и в том числе по отдельным причинам),
в общем объеме продукции, предусмотренной договорами постав
ки, и анализируется тенденция изменения данного показателя.
Аналогично анализируются причины поставки продукции сверх объемов, предусмотренных договорами, по инициативе покупателей.
8. Возврат продукции потребителями в связи с рекламация
ми (низким качеством, неукомплектованностью). Определяется
удельным весом возвращенной продукции в общем объеме реа
лизации (всего и в том числе по причинам) и динамикой показа
теля за ряд лет.
9. Рентабельность продаж. Определяется отношением при
были, планируемой или фактически полученной за определен
ный период времени, к плановой или фактической полной себес
тоимости реализованной продукции.
10. Рентабельность оборота. Она характеризуется удель
ным весом прибыли в доходе предприятия от реализации про
дукции на товарном рынке по отпускным ценам предприятия за
определенный период времени. Рассчитываются абсолютные
значения рентабельности в отчетном и базисном периодах и их
динамика.
Глава 8. Планирование продаж
8.3. Исследование конъюнктуры рынка
При анализе объема продаж важно не только установить количественное значение рассмотренных показателей, но и выявить причинно-следственные связи, позволяющие оценить меру влияния различных факторов на эффективность продаж. С этой целью все факторы, определяющие эффективность продаж, целесообразно свести в следующие группы:
• качество и научно-технический уровень продукции (соот
ветствие продукции мировым стандартам, объем брака, количест
во рекламаций и стоимость зарекламированной продукции, коли
чество сертифицированной продукции, качество использованных
сырья и материалов, квалификация работников, нарушение усло
вий хранения, перевозки и погрузки, техническое состояние обо
рудования);
• ценовая стратегия (соответствие цены качеству продукции,
ценовые преимущества по сравнению с товарами конкурентов,
уровень издержек, уровень текущего спроса на продукцию, цено
вые скидки);
• каналы сбыта (способы транспортировки продукции, мето
ды сбыта, профессионализм и специализация посредников, систе
ма стимулирования сбыта, эффективность связи с посредниками);
• коммуникационная стратегия (эффективность рекламы,
пропаганда имиджа, стимулирование спроса);
• потребители продукции (количество и концентрация, сред
няя величина разовой покупки, уровень доходов, мотивы покупок,
способы потребления продукции).
Анализ указанных факторов позволяет выявить проблемы на рынках сбыта продукции. В зависимости от масштабов все проблемы можно сгруппировать на общие и частные.
Общие проблемы порождаются нарушением баланса между спросом на продукцию и ее предложением в пределах всей территории, на которой предприятие осуществляет сбытовую деятельность. Как правило, общие проблемы обусловливаются несоответствием между товарным предложением и совокупным платежеспособным спросом населения, нарушением народнохозяйственных пропорций, инфляционными процессами, снижением уровня жизни и миг-
рацией населения, дифференциацией населения в зависимости от уровня доходов и другими макроэкономическими факторами. К сожалению, возможности предприятия влиять на разрешение общих проблем весьма ограничены. Тем не менее их анализ позволяет предприятию наметить пути выхода из затруднительной ситуации посредством изменения стратегии, например путем перехода на другие рынки сбыта.
Частные проблемы характеризуются возникновением несоответствия между спросом и предложением отдельных видов товаров. В основе этих проблем находится несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров